Проект закона «Об электроэнергии» отправили в Совет министров
До конца 2017 года закон об электроэнергетике должен быть готов – так постановила итоговая коллегия Министерства энергетики ещё в феврале 2017 года. В 2018 году его собираются принять.
«Нам раскачиваться некогда, потому что в соответствии с Договором о ЕАЭС к 1 июля 2019 года мы должны создать единый рынок электроэнергии», — сказал заместитель премьер-министра Владимир Семашко.
Реформа предусмотрена комплексным планом развития электроэнергетической сферы до 2025 года с учетом ввода Белорусской АЭС. После изменений, как в прошлом году уточнил министр энергетики Владимир Потупчик, для Беларуси откроются «хорошие перспективы» в отношении экспорта электроэнергии в Евразийский экономический союз.
Попытка подготовить закон – не первая
Уже в сентябре 2017 года проект закона «Об электроэнергетике» попал на рассмотрение в Совет министров «после проведения круга согласования и общественного обсуждения», пишет сайт pravo.by. Его рассмотрели 38 госорганов и Общественно-консультативный совет Минэнерго. Это была не первая попытка: концепцию закона «Об электроэнергетике» хотели рассмотреть ещё в 2003 году, обсуждали в Совете министров в 2012 и, наконец, одобрили в 2014. Но потом вышло постановление от 1 марта 2016 года №169, согласно которому концепцию в 2016 году снова должны были внести в Совмин. Проект закона в редакции от 15 сентября 2017 года можно увидеть по ссылке.
Закон актуален, но качественно ли содержание?
«Законопроект можно назвать актуальным, – считает юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров. – Подобные документы есть во многих странах. Вопрос лишь в качественном содержании».
В статье 1 отмечено, что данный акт призван регулировать отношения при осуществлении производства электрической энергии путем преобразования энергии любого происхождения, в том числе атомной энергии и возобновляемых источников энергии.
ИП смогут произвести и продать энергию только возобновляемых источников
Из положительных изменений Григорий отмечает: индивидуальные предприниматели смогут осуществлять производство электрической энергии с использованием установок на возобновляемых источниках энергии и продавать эту электроэнергию.
«Однако конкретные условия продажи определяются правилами, которые будут приняты в развитие закона. Прежде всего, речь идёт о правилах присоединения объектов электроэнергетики и электроустановок потребителей электрической энергии к электрическим сетям и правилах оптового и розничного электроэнергетического рынка Республики Беларусь», – говорит он.
Интересно, по мнению Григория, что согласно законопроекту индивидуальные предприниматели не смогут производить электрическую энергию с использованием установок на невозобновляемых источниках энергии с целью последующей продажи.
«К сожалению, в законопроекте не нашлось места определению, что же такое возобновляемые источники энергии. Хотя данное словосочетание повторяется в тексте много раз», – продолжает специалист.
Энергию АЭС будут продавать и покупать в первую очередь. Потребитель не выбирает
Законопроект устанавливает приоритет атомной энергии на оптовом энергетическом рынке.
Пункт 10 статьи 18: Особенностью функционирования оптового электроэнергетического рынка является необходимость первоочередной покупки субъектами оптового электроэнергетического рынка электрической энергии, произведенной с использованием атомной энергии. Пункт 6 статьи 19: Особенностями функционирования розничного электроэнергетического рынка является необходимость первоочередной продажи энергоснабжающими организациями электрической энергии, приобретенной на оптовом электроэнергетическом рынке в соответствии с пунктом 10 статьи 18.
«Проще говоря, энергию, произведённую с использованием атомной энергии, энергоснабжающие организации должны покупать на оптовом рынке в первую очередь и затем продавать потребителям на розничном рынке тоже в первую очередь», – объясняет Григорий Фёдоров.
Потребители в такой ситуации не имеют права выбора: купить электроэнергию, произведённую с использованием не атомной энергии, а, например, возобновляемых источников энергии.
«Подобные нормы идут вразрез с общемировыми тенденциями перехода к возобновляемым источникам энергии и могут замедлить переход нашей страны на экологически чистые источники энергии», – делает вывод юрист.
Рынок нужен, но это радикальные изменения
Закон направлен на то, чтобы уменьшить влияние монополиста в сфере электроэнергетики и создать рынок.
«Сейчас на рынке две стороны: продавец ГПО «Белэнерго» и потребители – предприятия и физлица. Но хотят ввести третье лицо – того, кто будет заниматься продажей энергии. Это правильно: у всех наших соседей с запада есть энергетические биржи, и продавец у них независим от того, кто транспортирует энергию, – говорит Владимир Нистюк, директор ассоциации «Возобновляемая энергетика».
Появление биржи коснётся и владельцев ВИЭ, не первый раз за последние годы меняя порядки на рынке возобновляемой энергии, как считает собеседник.
«Инвесторы смотрят на нас и не могут понять, как их хотят организовать для работы», – говорит Владимир.
Возобновляемые источники энергии для собственных нужд будут работать по государственному графику
Закон, по мнению Владимира, – попытка воздействия на рынок ВИЭ, который и так зарегулирован.
«Даже тех, чьи ВИЭ построены вне квот, для собственных нужд и продажи небольших излишков – их заставят работать по графику «Белэнерго», который регулирует пиковые нагрузки, – говорит он.
Это правильно с технической точки зрения. Но с другой – инвестиционной – какой же собственник будет ждать, когда ему отрегулируют график для агрегата, построенного за его собственные деньги?»
Бизнес может сработать в ноль
Изменятся ли условия для инвесторов, уже имеющих квоты?
«Тут конфликт нормативных актов. Есть Инвестиционный кодекс и Директива президента №3, согласно которым инвесторы имеют льготы. Предполагается, что инвестиционный договор, подписанный от имени государства, действует определённое время. И закон о ВИЭ предусматривает, что этот срок – 10 лет, в течение которых ничего не меняется.
Но опять же, бизнес стремится развиваться, а не просто поставить ветропарк на 4,5 мВт. Старые квоты закончатся, а на каких условиях выйдет получить новые – не знает никто. Очень много вопросов с тем, какими будут тарифы. И все ищут между строк проекта закона: как же всё изменится?».
Напомним: за последние десять лет тарифы снижались уже несколько раз. А срок окупаемости ветроустановок, например, может варьироваться от 8 до 12 лет.
С кем обсуждали проект?
«К сожалению, сегодня Минэнерго не привлекает для обсуждения и выработки совместных подходов ни зарубежных, ни местных экспертов. У нас в ассоциации 67 субъектов, из них 45 – те, кто эксплуатирует электростанции на возобновляемых источниках, поставляет и монтирует оборудование, – говорит Владимир Нистюк. – Нас игнорируют полностью, как будто закона о государственно-частном партнёрстве нет, как и требования президента предварительно проводить широкое общественное обсуждение».
По словам Владимира, такого обсуждения не было: проект закона выставили на сайт Минэнерго, но одновременно его передали в Совмин. А Совмин – это уже согласование с министерствами и ведомствами.
«Нам не хочется, чтобы проект прошёл скоростную обработку, потому что это коснётся прежде всего инвестиционного имиджа Беларуси», – сожалеет директор ассоциации.
«Он вызовет лишний ажиотаж»
Собеседник предполагает: вероятно, такой закон нужен, но сегодня пока не время.
«Мы прекрасно понимаем: грядёт 2019-й год и ввод первого энергоблока АЭС. Этот процесс нужно регулировать, потому что иначе мы будем иметь примерно на 1/3 больше энергии, чем нужно», – говорит он, будучи уверенным: накануне пуска АЭС документ только вызовет лишний ажиотаж у энергетиков. Тем более что в законе нет ничего про тепловую энергию, и вопрос остаётся почти непроработанным.