«Для Минска сейчас очень актуален вопрос о строительстве мусоросжигательного завода. Ресурса полигона, на который свозят отходы столицы, хватит ориентировочно до 2022 года», — рассказала телеканалу директор учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталья Гринцевич.
По данным представительницы учреждения, сегодня столица производит четверть всех отходов в стране.
Напомним, что в конце декабря 2018 года глава государства Алексадр Лукашенко на соовещании с активом Минска призвал решить мусорный вопрос, заявив, что беларусской системе сбора, переработки и захоронения необходимы «кардинальные современные экологические решения».
«В противном случае нам грозит то, что вокруг города-героя Минска появятся десятки гор. Только мы не знаем, что с ними делать, такие горы нам не нужны».
По данным президента, в Беларуси перерабатывается всего 17% мусора, а должно не менее половины или хотя бы 30% на первом этапе.
Ожидается, что мусоросжигательный завод будет сжигать 500 тысяч тонн мусора в год, из которого будут получать электрическую и тепловую энергию.
Ориентировочная инвестиционная стоимость строительства должна составить около 200 млн евро (данные на конец 2017 года). Срок строительства завода — два года. Объем отходов после сжигания планируется сократить на 20−30%.
Экологи не считают мусоросжигательные заводы — хорошей практикой ни с точки зрения рационального использования ресурсов, ни с точки зрения заботы о здоровье граждан и влиянии на окружающую среду.
Зарубежные исследования подтверждают существование зависимости состояния здоровья людей от близости их проживания к МСЗ. По данным исследователей, сжигание мусора опасно для здоровья населения. При сжигании твёрдых коммунальных отходов (ТКО) образуется множество вредных веществ, в первую очередь, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), токсичные тяжелые металлы и диоксины (сильнейшие канцерогены и мутагены).
КСТАТИ: Закупающая у соседей мусор Швеция часто является аргументом против мусоросжигательных заводов. Высокий уровень раздельного сбора и переработки собственных отходов в стране не оставляет сырья для поставок на уже существующие МСЗ в Швеции. Как итог шведы стали заложниками ошибочной политики предыдущих лет, направленной на уничтожение ресурсов.
Кроме того, энергия от сжигания твердых коммунальных отходов не является возобновляемой. ТКО содержат фракции, произведённые из исчерпаемых источников энергии (нефть и газ). По сути сжигание – равно уничтожению природных ресурсов, которые можно вернуть во вторичный оборот.
Единственным экологически и социально приемлемым вариантом, при котором строительство мусоросжигательных заводов может быть оправданным, может быть вариант, при котором все ценные ресурсы и опасные отходы выбиратся на стадии раздельного сбора и досортировки.
Такая технология очистки обеспечивает безопасность выбросов в атмосферу и безопасную утилизацию золы, но только при условии существования общественных механизмов контроля за соблюдением двух первых условий. Но такой подход может быть экономически невыгодным.
Альтернатива мусоросжиганию всего одна – та, которую выбирает большинство развитых стран: минимизация образования отходов и их вторичная переработка. Тем более, что, как показывает практика работы Брестского мусороперерабатывающего завода, от 25 до 40% коммунальных бытовых отходов на самом деле не мусор, а вторресурсы, которые подлежат последующей переработке. И приносить существенный доход.