23.03.2017 / 14:03

Накануне «Часа Земли», когда максимально возможное число ламп всех видов, мощностей и размеров должны будут погаснуть, Зелёный портал заинтересовался тем, как заканчивается жизнь одной отдельно взятой лампочки, будь то «спутница Ильича», люминесцентная или светодиодная.

Сдаём ли мы их отдельно от всего остального мусора, перерабатывают ли их, и можно ли что-то сэкономить на новых изобретениях осветительного прогресса? Об этом корреспондент Зелёного портала поговорила с Игорем Горбачёвым, заместителем главного инженера ОАО «БелВТИ» — беларусского предприятия, занимающегося сбором и переработкой электрического и электронного оборудования.

 

Лампы накаливания можно выбрасывать в общий мусор

Хорошая новость: независимо от вида и мощности лампы накаливания можно выбрасывать в общий мусорный контейнер.

Игорь Горбачёв рассказал, что «БелВТИ» их вывозом не занимается, и об этом специально сообщает ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Игорь Горбачёв
Игорь Горбачёв

— Лампы накаливания не опасны, и, если разобьются, ничего не произойдёт, — поясняет Игорь Сергеевич. — Это не вторсырьё. Стеклобой нельзя использовать в дальнейшем, поскольку стекло при производстве лампочек особым образом обрабатывается. При этом не имеет значения, прозрачные это лампы, матовые, или они имеют какой-то цвет.

 

Отработанную ртутьсодержащую лампу — в контейнеры

В Беларуси в обиходе два вида ламп, содержащих ртуть, — люминесцентные и энергосберегающие. Первые используются в основном в госучреждениях, а вот вторые стали популярны у беларусов.

ОАО «БелВТИ» наладило сбор энергосберегающих ламп от населения. Оно установило специальные контейнеры на торговых предприятиях, в госорганизациях и т.д., куда можно выбросить перегоревшую энергосберегающую лампу.

К конфигурации контейнеров подошли серьёзно: проводили эксперименты с разными конструкциями, подбирали такую, чтобы лампы в них не бились. В итоге приняли модель, обклеенную изнутри и с точно рассчитанным углом наклона. Теперь лампа в таком боксов аккуратно скатывается вниз.

Магазины, в свою очередь, ответственно отнеслись к расположению контейнеров: конструкции должны вписываться в интерьер, быть эстетичными, удобными для покупателей и быть на виду, то есть у входа.

В 2016 году ОАО «БелВТИ» собрало по республике более 80 000 энергосберегающих ламп от населения и порядка 230 000 — от юридических лиц.

— Даже если в такой контейнер вы случайно выбросили лампу накаливания, ничего не случится — при сортировке мы это обнаружим, — подчёркивает представитель «БелВТИ».

Бывает, люди тревожатся, что контейнеры с отработанными ртутьсодержащими лампами несут опасность для здоровья. Игорь Горбачёв рассказал об одном таком случае:

— Гражданин вызвал МЧС, чтобы сделать замеры воздуха: нет ли загрязнений, вредных для тех, кто находится в помещении. Продавцы его поддержали, но в итоге все убедились, что отработанные энергосберегающие лампы внутри контейнера безопасны. Контейнер в тот момент был полон.

А однажды кто-то специально разбил лампу с ртутью. Нас поставили перед фактом, и контейнер пришлось изъять. Но мы потом его вычистили.

 

Никому не нужные люминесцентные лампы

Совсем иначе обстоят дела с отработанными люминесцентными лампами. По словам Игоря Горбачёва, «БелВТИ» не занимается их сбором, переработкой и утилизацией:

— Это трубчатые ртутные лампы, которые должны сдавать юридические лица. На предприятиях их ставят на учёт. Разработана документация по обращению, хранению и сдаче их на переработку. Эта услуга платная, поэтому с переработкой у многих учреждений возникают проблемы. Например, отслужившие люминесцентные лампы накапливаются в школах, особенно часто это происходит в регионах. Мы могли бы их забрать, у нас есть такая возможность, но тоже на платной основе.

Доходит до того, что лампы складируют прямо возле контейнеров «БелВТИ», часто по ночам. И хотя это неправильно с точки зрения оформления документов для юрлиц, но всё-таки лучше, чем просто выбросить ртутьсодержащие приборы в общий мусор. К тому же учреждения могут их неправильно хранить, а значит, повышается класс опасности.

Решить эту проблему, по мнению Игоря Горбачёва, могла бы разовая акция в Беларуси: назначить определённые сроки и забрать все имеющиеся «исторические» запасы у предприятий.

Тем более опыт проведения подобных кампаний есть. А дальше уже «Оператор вторичных материальных ресурсов» решал бы, что делать со старыми люминесцентными лампами.

— Есть и технические проблемы с обезвреживанием этих ламп, — углубляется в вопрос Игорь Горбачёв, — технологии устарели, и, если после улавливания ртути их можно захоранивать, то вот использовать как вторичные материальные ресурсы нельзя. То есть экологическая проблема решается, а экономически дело остаётся невыгодным. Инвестировать в новые технологии большого смысла нет, поскольку количество люминесцентных ламп в перспективе не будет расти.

 

Производят ли лампы в Беларуси?

В стране есть несколько предприятий, которые собирают лампы из комплектов: электроплат и цоколей. Соответственно, такие отработанные лампы «БелВТИ» разбирает на электроплаты и ещё несколько элементов, а затем сдаёт на дальнейшую переработку. Однако большой экономии в этом не видит, поясняет Игорь Горбачёв.

Разбирают на предприятии и светодиодные лампы: снимают управляющую плату, но стекло не используют, «хоть это и кропотливая работа».

 

Потребителю на заметку: какая лампа лучше?

— Лампы накаливания устаревают, это уже прошлый век, — говорит инженер. — Ртутьсодержащие энергосберегающие лампы работают в 10 раз дольше, и производитель даёт на них гарантии. К сожалению, часто они некачественные, и работают гораздо меньше заявленного срока. То есть тут нужно смотреть на производителя и соотношение «цена-качество».

Ну а светодиодные лампы пока дороговаты для потребителя, но более экономичны и рациональны. Думаю, они станут массовыми. Это вопрос времени.

Автор:
Фотограф:
Христина Чернявская, pixabay.com, electry.ru, baltasgrubu.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость