Вот-вот разработают и рассмотрят – такие новости были на протяжении 5 лет о законе об органическом сельском хозяйстве. Он прошёл общественное обсуждение в марте 2017 года и, наконец, был принят: президент подписал документ 9 ноября.
Полное название документа – Закон № 144-З «О производстве и обращении органической продукции». Он вступит в силу через год после официального опубликования, и за это время должны появиться подзаконные акты. Скачать текст можно с сайта Минсельхозпрода
«Закон не совершенен, но хорошо, что он принят. Это общая рамка, фундамент, на основе которого должны быть разработаны и приняты подзаконные акты. Мы надеемся, в их числе будут и те, которые поддержат органические хозяйства, – считает Лана Семенас, кандидат сельскохозяйственных наук и руководитель учреждения «АгроЭкоКультура».
Закон вводит понятие «органическая продукция» и её маркировку, отделяя её от продукции, выращенной интенсивными методами, с помощью химических удобрений и ядохимикатов.
«Мы надеемся, что появится более точное определение органической продукции и требование не использовать этот термин без сертификации и получения маркировочного знака», – говорит Лана Семенас.
Как уверена Лана Семенас, а также специалист «Центра экологических решений» Любомир Клепач, беларусское законодательство должно быть гармонизировано с нормами ЕС.
Тогда говоря об органической продукции, мы будем иметь в виду одно и то же, наша сертификация будет признана в Евросоюзе, а производителям-экспортёрам не нужно будет проходить её дважды.
Сколько в Беларуси органических хозяйств?
Согласно справочнику «Мир органического земледелия» (World of organic agriculture), Беларусь в 2018 году впервые вошла в группу стран, где законодательство есть, но не имплементировано (детальные правила находятся в стадии разработки). В одном ряду с ней Босния и Герцеговина, а также Россия.
Авторы справочника отмечают, что в Беларуси 2747 гектара органических земель и они относятся к некультивируемым, используемым для выращивания ягод (100 гектар) и грибов (остальные).
На деле, конечно, в Беларуси есть не только органические грибы и смородина (список, карта). И все эти хозяйства проходят сертификацию у зарубежных организаций, например, из Германии или Литвы. По новому закону. в Беларуси должен будет появиться национальный орган по сертификации.
Пока хозяйства платят сумму, сопоставимую с 500 евро для небольшого хозяйства, среднего по меркам страны. В неё входит не только оценка земель хозяйства, но также билеты для приезда экспертов.
«Эти расходы чувствительны для небольших производителей. Мы очень надеемся, что появление беларусского органа по сертификации снизит эти расходы», – говорит Лана Семенас.
Исследование: большинство беларусов слышали об органическом
Нужен ли в Беларуси закон? Ведь органических хозяйств всего 25, а их земли занимают менее 1% от сельскохозяйственных земель.
В 2008 году Центром системных бизнес-технологий «SATIO» по заказу ОО «Экодом» было выполнено исследование, посвящённое потребительским предпочтениям при покупке органических (экологических) продуктов.
Исследователи опросили 1 000 мужчин и женщин от 18 до 60 лет из Минска, Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно и Могилева. Они выяснили, что 95,4% опрошенных хотят покупать органические продукты и предпочли бы это делать в обычных или специализированных магазинах.
Спустя 10 лет, в августе 2018 года новое исследование провёл Информационно-аналитический центр при администрации президента по заказу Центра экологических решений. Результаты ЦЭР опубликовал на 33 страницах в начале октября (скачать).
Специалисты узнали мнения потребителей, производителей и менеджеров торговых сетей в Минске, Гродно и Могилёве. 400 человек было опрошено по телефону, 120 – на улице и 30 дали глубинное интервью.
Результаты гласят: 80% беларусов слышали об органических продуктах и хотели бы знать больше, но переплачивать скорее не готовы. Чаще всего люди имеют в виду продукты, выращенные без вредных химикатов и ГМО. Они ждут от продуктов пользы для здоровья, гораздо реже – подтверждающего сертификата, но в целом были бы рады знать больше.
Покупатель идёт в супермаркет, но органическое не там
20% участников опроса в 2018 году заявляют, что когда-то покупали органические продукты (правда, к ним иногда относят называемые фермерскими, натуральными и т.д.)
«Примечательно, что покупатели данных товаров реже, чем городское население, считают, что найти в продаже «органику» легко», – пишут исследователи.
Покупающие органические продукты бывают в супермаркетах и на рынках реже других людей. Но в целом опрошенные чаще всего покупают еду в супермаркетах, а те, как показал опрос менеджеров, в разной степени вовлечены в продажу органики. «Единичные продукты» – так описывает ассортимент Лана Семенас.
«Фермеры не готовы обеспечивать торговые точки постоянно, создавая ассортимент. С другой стороны, есть интернет-магазины, которые занимаются только органическими продуктами. Продукты есть также у фермеров или кооперативов, которые доставляют их. Но это большой шаг по сравнению с тем, что было 5 лет назад: тогда можно было купить органические продукты буквально у 1-2 фермеров», – говорит она.
При экстремальных условиях урожайность органики выше
Органические продукты, согласно опросу, преимущественно покупают женщины до 40 лет, имеющие высшее образование. Они готовы переплатить, но не слишком много, до 30%. Но разница в ценах может составлять гораздо больше – например, в два раза. Так органическая еда для богатых или для всех?
В целом органическая продукция дороже, как подтверждает Лана Семенас, и можно сказать, что пока она для богатых или для тех, для кого приоритет – здоровье.
«Но лечение из-за плохого питания тоже стоит денег. Может, вместо покупок в аптеке лучше купить органическую продукцию?
Цена зависит от разных факторов. Есть технологии, которые снижают или повышают затраты: например, использовать ручную прополку дорого, машины – дешевле.
Обычно говорят, что урожайность в органическом сельском хозяйстве ниже, но всё зависит от культуры. Она может быть выше или ниже на 20%. Если вспомнить об изменении климата, то при экстремальных погодных условиях обычно выше урожайность в органических хозяйствах.
Влияет также соотношение предложения и спроса. В большинстве стран, в том числе у нас, спрос больше предложения, и это повышает цену. Цены ниже в странах, где органическое сельское хозяйство развивается давно. В Польше – с конца 80-х – начала 90-х, и цена выше на 50-100%. В Германии – с 30-х годов, и цена в среднем выше на 20% или на уровне неорганической».
Мюнхенский эксперимент: как очистили водозабор
«В США я видела такой плакат: «Органическая еда – это то, что ваша бабушка называла просто «еда». Это еда для всех, стандарт того, какими должны быть продукты: произведённые без вредных веществ и с минимальным вредом или даже пользой для природы», – считает Лана Семенас.
Она приводит пример – события, которые произошли после объединения Германии в 90-х: в одном из водозаборов питьевой воды обнаружилось значительное загрязнение, которое грозило вскоре превысить допустимые нормы (подробнее – документ pdf, с.13). Речь про область долины Mangfall в 40 км от Мюнхена, которая обеспечивала 80% питьевой воды города.
В ухудшении воды было виновато интенсивное сельское хозяйство. Это толкнуло власти на так называемый Мюнхенский эксперимент, который касался возможных способов очистки: использовать химические средства или предложить всем возле забора перейти на органический способ ведения хозяйства.
Был выбран второй способ, порядка 90% фермеров согласились и приняли поддержку, и со временем вода улучшилась. По подсчётам специалистов, дотации для фермеров обошлись дешевле в 80 раз, чем затраты на химическую очистку.
Стоимость очистки воды от избытка нитратов техническим методом составила, по их расчётам, 0,4 евро за 1м3 воды, как очистить воду от пестицидов – неизвестно. Через доплаты для органических фермеров удельная стоимость сократилась до 0,005 евро.
Юрист: Закон двусмысленный, но всё равно полезен
Лучше слабый закон, чем никакого – уверен юрист ОО «Экодом» Григорий Фёдоров. По его мнению, закон не является плохим. Но он слабый, сильно урезанный по объёму регулирования и немного двусмысленный.
«Жаль, что сама концепция законопроекта сильно поменялась по сравнению с первоначальными этапами разработки. В итоге в законе не нашлось места для подробного регулирования правовых аспектов сертификации», – указывает он на пробел.
Возможно, расчёт был на то, что это будет урегулировано уже существующей отраслью законодательства об оценке соответствия. Но юрист считает, что вряд ли в её рамках удастся ввести в действие планировавшиеся изначально нормы.
«Собственно вопрос сертификации был одним из основных изначально, но в принятом законе оказался так сказать на заднем плане», – говорит он.
Двусмысленность же выражается в том, что по факту предложенная законом модель добровольной сертификации способна создать ситуацию, когда в стране будут два вида «органических продуктов»: произведённые субъектами, прошедшими добровольную сертификацию и всеми остальными.
«Во втором случае требования к производственному процессу, очевидно, будут намного более вольготные, а значит и себестоимость продукции ниже, – говорит Григорий Фёдоров. – Да, без прохождения добровольной сертификации нельзя будет использовать знак «Органический продукт». Но кто помешает придумать и использовать свой похожий знак со сходным наименованием или даже просто обойтись одним красивым словосочетанием «органический продукт»? Запрета такого поведения принятый закон не содержит».
Юрист также отмечает: принятый закон не содержит привязки к европейским системам сертификации производителей органической продукции, хотя это планировали реализовать на начальном этапе разработки концепции.
«Остаётся надеяться на улучшение данного закона в будущем», – говорит он.