24.04.2015 / 11:04

Болезненные исследования над братьями нашими меньшими во благо медицины и красоты проводятся во многих странах. И Беларусь, к сожалению, не исключение. Во Всемирный день защиты лабораторных животных Беларусский зелёный портал предлагает вспомнить историю, проследить за развитием понятия «биоэтика», узнать, как в нашей стране тестируют лекарства и почему важно говорить на эту тему.

В 1979 году ООН учредила специальный день, посвящённый защите подопытных зверей. Немногочисленные акции зоозащитников превратились со временем в мировое движение. Учёные, зооактивисты и экологи начали дискутировать о биоэтике — нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии и об альтернативных методах исследований в фармацевтике и косметологии.

От первых упоминаний до лабораторных опытов, поставленных на поток

Рептилии, млекопитающие, птицы использовались учёными на протяжении всей истории развития науки и медицины. Первопроходцы жили ещё в Древней Греции. Например, Аристотель препарировал морских ежей и изучал зародыш цыплёнка. А древнеримский врач Гален резал свиней и коз. К этому периоду можно отнести термин «вивисекция», который буквально означает «разрезание живых существ». 

В те времена вопросы об этической стороне экспериментов особо не поднимались, так как исследования были не массовыми.

До XIX века исследователи удовлетворяли свою потребность в подопытных животных в лесах и водоёмах, а также за счёт бездомных собак и кошек. Уже к середине столетия значительные прорывы в химии, а затем и фармацевтике требовали для проведения новых исследований всё больше «живого материала». В это время появляется понятие «лабораторное животное».

Во второй половине XX века исследования ставятся на поток: практически все значительные достижения в медицине связаны с опытами над животными.

Сегодня на них тестируются лекарства, косметика, табачная продукция, пищевые добавки, бытовая химия. Животных используют также при обучении будущих медицинских работников, ветеринарных врачей, в оборонных исследованиях и для разработки вакцин от различных вирусов и инфекций.

Самые «популярные» подопытные животные

По приблизительным подсчётам, в мире ежегодно используются до 100 миллионов позвоночных. Тестируемые вещества наносят им на кожу или глаза, колют внутривенно,подкожно или внутримышечно; ингалируют с помощью маски; вводят в желудок зондом или с пищей. Некоторые подопытные принимают препараты всю жизнь. Большинство из них специально разводят в вивариях, некоторых ловят в дикой природе, покупают на аукционах и в приютах. После окончания эксперимента звери, как правило, усыпляются.

В истории защиты лабораторных животных нередки случаи, когда общественные организации выкупают «отработанный» живой материал, а иногда освобождают зверей силой. Например, около тысячи итальянцев 28 апреля 2013 года освободили лабораторных биглей с предприятия «Green Hil». 

Американские защитники из Beagle Freedom Project спасли в 2010 году первых биглей из лаборатории. Собаки впервые увидели дневной свет и траву.

 

Лабораторная мышь

В этом году лабораторной мыши исполняется 106 лет. Её вывел Кларенс Кук Литл из Гарвардского университета в 1909 году в процессе изучения, как наследуется окраска мышей. В 1929 году в США основали Джексоновскую лабораторию — сегодня это всемирно известный научный центр, где наряду с исследованиями занимаются выращиванием мышей. Ежегодно лаборатория поставляет около двух миллионов грызунов в научные учреждения всего мира.

Мыши востребованы больше других позвоночных из-за небольшого размера, низкой стоимости, лёгкости содержания и высокой скорости размножения. 99% их генов схожи с генами человека. На мышах изучают генетические заболевания. А крысы подходят для психологических исследований, тестов на токсичность и изучения онкологических патологий.

Кролики

Кроликов-альбиносов используют в опытах на раздражение слизистой глаза и проводят тест Драйза.

Кошки

На кошках изучают неврологические заболевания.

Собаки

Для экспериментов используют гончих, например, биглей из-за их спокойного характера. Бигли ориентированы на контакт с человеком: с ними легко «работать». На собаках ставят опыты по изучению заболеваний в области кардиологии, эндокринологии, костей и суставов, которые, как правило, высоко болезненны.

Обезьяны

Человекообразных обезьян часто используют в токсикологических тестах, для изучения СПИДа и гепатита, процессов размножения, в неврологических, психологических, генетических исследованиях. Обычно их ловят в дикой среде либо специально разводят.

Дискуссия «за» и «против»

Оправдывает ли цель средство? Имеют ли животные права? Испытывают ли они боль? Представители различных философских течений и религиозных конфессий задолго до появления зоозащитников в современном понимании этого слова спорили с учёными о судьбе животных, которые отдают свою жизнь во имя развития науки, медицины для спасения человека.

Античный философ Плутарх писал: «Мы не можем заявлять прав на животных, существующих на суше, которые питаются одинаковой пищей, вдыхают тот же воздух, пьют ту же воду, что и мы; при их умерщвлении они смущают нас своими ужасающими криками и заставляют стыдиться нашего поступка».

В XVII веке французский философ Рене Декарт был уверен, что животные не испытывают боли: «Они (животные) […] машины, автоматы. Они не ощущают ни удовольствия, ни боли, вообще ничего. Хотя они пронзительно кричат, когда их режут ножом, и корчатся в своих усилиях избежать контакта с раскалённым железом, это ничего не означает». Теория Декарта позволила его последователям без мучений совести проводить опыты над животными без анестезии.

Противники экспериментов говорили об этичности и гуманности. Защитники же приводили аргументы в необходимости опытов для прогресса в науке. Отметим, именно благодаря таким дискуссиям и рассуждениям во многих странах на законодательном уровне задумались о защите животных. Постепенно в англоязычных странах запрещались петушиные бои, за жестокое обращение с домашним скотом предусматривали штраф и арест. В 1822 году Британский парламент принял первый закон в защиту животных. А в 1876 году — первый закон об опытах, обязавший применять анестезию во время экспериментов.

Избиение барсуков было запрещено в Англии законом О защите животных. Картина Генри Томаса Алкена, 1824

Первое антививисекционное общество появилось во Франции в 1883 году, а первое общественное обсуждение вивисекции состоялось в Великобритании в 1910 году.

Благодаря действиям общественных организаций в Евросоюзе в марте 2013 года ввели запрет на торговлю тестированной на животных косметикой. Подобные правовые акты приняты в США, Индии, Новой Зеландии.

Условия содержания «постояльцев» вивария закреплены в нормативных актах. Появилось также отдельное учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии — биоэтика. В её задачи входит снижение количества подопытных животных и минимизация их страданий и боли в процессе эксперимента. Учение затрагивает моральные, юридические, философские, социальные, религиозные проблемы. Важную роль специалисты уделяют информированности и осведомлённости общества в этой области.

Общественная кампании «Красота без жестокости» повлияла на политику тестирования продукции в ряде косметических корпораций: животные компоненты заменили растительным сырьём и отказались от исследований на животных. Такая продукция помечается специальным знаком: кролик в круге и надпись «Not tested for animals» («Не испытано на животных»), или знаком «V» (Веган).

В интернете созданы специализированные сайты, на которых постоянно обновляются «чёрные» и «белые списки» компаний-производителей косметики и бытовой химии.

Открытость и доступность информации влияет на отношение людей к проблеме вивисекции. Мучительные тесты продолжают проводить ещё и потому, что многие потребители не знакомы с этой нравственной проблемой, а производитель не заинтересован доносить её до покупателя. 

В косметологии активно используют альтернативные методы исследований. Однако, по словам учёных, отказаться от экспериментов на живых организмах в фармацевтике сегодня невозможно. В учебных целях лягушек могут заменить компьютерные программы, но испытание новых лекарственных средств и их токсичности требует подопытного животного.

Экологи заявляют, что фармацевтические компании тратят много денег на проведение лабораторных исследований на животных, хоть они зачастую не приносят пользу человеку: он всё-таки сильно отличается от животного.

Какая ситуация в Беларуси?

В нашей стране в опытах участвуют в основном мыши и крысы, редко кролики, хомяки, а также морские свинки. Токсичность лекарственных средств и безопасность, в соответствии с утвержденной Надлежащей лабораторной практикой, тестируют на собаках породы бигль и обезьянах.

Как рассказал Беларусскому зелёному порталу Роман Лукашов, ассистент кафедры стандартизации лекарственных средств Витебского государственного медицинского университета, правила содержания, ухода, кормления лабораторных животных определены в соответствии с Надлежащей лабораторной практикой, которая утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь в 2008 году.

Роман Лукашов

За соблюдением правил обращения с животными следит специальная комиссия по биоэтике и гуманному обращению.

В Беларуси на животных изучают биологически активные добавки, косметику, бытовую химию, применяющиеся в пищевой промышленности красители, а также новые лекарственные препараты и медицинское оборудование. По старинке учатся ремеслу на живых лягушках и будущие медики и биологи, хотя разработаны десятки компьютерных программ в 3D-качестве, которые, как отмечает Роман Лукашов, намного эффективнее приближают модель подопытного животного к человеческому организму и позволяют одновременно в проекциях сравнивать их строение. Ведь на практике будущему врачу предстоит переносить умения в препарировании лягушки на человека. Компьютерные же модели могут сохранить тысячи жизней лягушек и других подопытных животных.

В соответствии с нашим законодательством, импортные лекарства и косметика, которые уже прошли лабораторные исследования и сертификацию в стране происхождения (вне зависимости от метода), повторно при ввозе в Беларусь не тестируются, за исключением редких спорных случаев.

Однако если на отечественных прилавках можно встретить косметические средства и бытовую химию с надписью «Не тестировалось на животных», то с фармацевтикой всё сложнее. По словам Романа Лукашова, такой информацией владеют далеко не все медики и эксперты. Специалист считает, что данные о тестировании лекарства на животных должны быть доступны простым беларусам, чтобы каждый мог выбирать то, что соответствует его убеждениям. Например, в США в любой аптеке фармацевт может рассказать покупателю такую информацию.

Ассистент кафедры стандартизации лекарственных средств Витебского государственного медицинского университета не видит возможности в ближайшее время отказаться от проведения различных биологических и медицинских исследований, в том числе доклинических испытаний, без использования лабораторных животных.

«Да, мы используем альтернативные модели тестирования. Например, метод исследования клеток «in vitro» (в пробирке). Мы можем выращивать клетки и наблюдать, как воздействует на них препарат или вещество, но токсичность определяется только на целом организме. Никакой компьютер не в состоянии заменить живой организм для определения этого ключевого показателя», — говорит эксперт.

Роман Лукашов заверяет, что учёные — не садисты: они не убивают животных ради развлечения. Каждая подопытная мышка помогает спасать людей и находить новые современные лекарства.

И подчёркивает, что в Беларуси сегодня о проблемах жителей вивария и необходимости следовать за тенденциями западных соседей в развитии альтернативных методов тестирований практически не говорят в сообществе учёных. В этих условиях проведение публичной дискуссии или научной конференции помогло бы изменить отношение беларусов к ситуации и, возможно, приблизить Беларусь к минимизации тестирования различных товаров на животных.

При подготовке материала была использована информация из открытых источников

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость