Представитель зелёных, европарламентарий Ребекка Хармс:
– С риском, с которым вы столкнётесь в будущем, столкнутся и европейцы. И я понимаю, что сейчас её остановить намного легче, чем пытаться это сделать позже. Литва приняла очень хорошее решение, в котором декларирует, что не готова покупать электроэнергию с высоким уровнем риска с Беларусской АЭС. Меня это очень впечатлило. Это поможет в том, чтобы убедить немцев, но это принесёт больше помощи, если вы скажете «прощай» Висагинасу (проекту новой АЭС в Литве).
Европарламентарий Альгирдас Саугардас о безответственности в культуре труда в Островце:
– Наибольшая проблема с Островцом — это культура труда. Безответственность в культуре труда это, я боюсь, неустранимая проблема или быстро неустранимая проблема того общества, которое находится с нами по соседству.
АЭС подорожает минимум в 2 раза, если...
Будут разработаны проекты закрытия, проекты эвакуации, весь комплекс проектов. Тогда, по мнению европарламентария Бронюса Ропе, АЭС подорожает по крайней мере в два раза. Когда она подорожает и увидят, что цена киловатт-час абсолютно не конкурентная, появится совсем другой взгляд как со стороны беларусской власти, так и беларусского общества.
Минск не даёт ответы
Где будет строится АЭС? Какие технологии будут использоваться при строительстве? Как идёт строительство? Есть ли опыт, компетентность?
Ещё в 1993 году сама Беларусь, Академия наук Беларуси, её Институт энергетики провёл исследование, оценив 28 потенциальных площадок для строительства АЭС в Беларуси. В том числе оценивали и Островецкую площадку. Сами белорусы признали, что Островецкая площадка является одной из четырёх самых неподходящих, - напоминает вице-министр энергетики Литвы Симонас Шатунас.
Надежды нет
Член ЕП Пятрас Ауштрявичюс уверен
– Лукашенко не проинформирует белорусов об Островце так, как мы надеемся. Этого никогда не произойдёт. Это наше дело, дело Литвы информировать беларусов обо всех опасностях и всех рисках, возникающих из этого, поскольку это наше общее дело и наш общий страх.
Политический момент
Глава парламентского комитета по иностранным делам Эгидиюс Варейкис отмечает, что нужно действовать иначе, чтобы Европа поняла, что «Островецкая АЭС — это второй Чернобыль».
– Это вопрос более политический, и основной инструмент, который сможет остановить Островец, — это напугать Европу, что это второй Чернобыль. Европа должна в этом смысле бояться».
Эколог Татьяна Новикова, координаторка Беларусской андиядерной кампании в Беларуси уверена: технически исправить проблемы Беларусской АЭС невозможно. Её невозможно сделать менее опасной.
Выбор площадки должен соответствовать рекомендациям МАГАТЭ. Объект, согласно им, должен находиться не ближе, чем в 100 километрах от крупных населённых пунктов. От Островецкой площадки до Вильнюса — 50 километров. Норма уже нарушена. Поэтому вопрос к ЕС: можно на фасаде зашпаклевать краску, но этот фасад рухнет.
Проект Беларусской АЭС — экспериментальный. По такому проекту построена Нововоронежская АЭС, которую построили и запустили летом прошлого года, осенью у неё уже отказал генератор. А это может привести к серьёзной радиационной аварии.
В условиях давления на общественную активность в Беларуси очень сложно вести диалог. Экологическая общественность Беларуси призывает ЕС объяснить Беларуси, что иного выхода для диалога без остановки строительства у Беларуси нет, и разговаривать с этих позиций.
Лобби и протекция
Литовский европарламентарий Пятрас Ауштрявичюс об интересе к вопросу строительства АЭС в Островце в европейских структурах:
- Я думаю, нужно быть очень открытым и самокритичным. Этот вопрос находится в начальной стадии развития. Я полагаю, что мы несколько опоздали со всем этим. Публичной дипломатии было уделено меньше внимания. Я вообще думаю, что в этом вопросе Литва не сможет ничего сделать без сильного публичного лоббизма, консультантов и экспертов со стороны.
То, что мы видим в Литве, история в «Росатомом», то мы видим лишь камень, который вышел на поверхность воды. Мы не знаем, сколько ещё камней под водой. А в Европе это постоянно протежируется со стороны «Росатома» и, возможно, других, у кого, возможно, есть другие задумки проектов.
Очень сильный лоббизм, который проявляется и в контексте возобновления отношений с Россией, необходимости экономических связей и т.д. И публичная дипломатия очень мощное орудие, если его вовремя и правильно использовать. Имеющиеся законы не сработают без использования публичной дипломатии и если не выяснить их и наше понимание этого вопроса в общем.
Если уж ставить вопрос, то Беларуси необходимы отношения с ЕС, необходимы не только в связи с экономикой. Лукашенко играет свою игру в этой области в смысле российского вектора, но если бы мы сформулировали такой критерий, что без этого (вопроса Островецкой АЭС — DELFI) не может быть нормальных, предметных отношений, то это порядком бы изменило все правила игры.
Ранее экс-советник президента Литвы, член Комитета по охране окружающей среды литовского Сейма и парламентской комиссии по вопросам строительства атомной станции в Беларуси Линас Бальсис заявил в интервью DW, что Минск обязан предоставлять всю информацию, связанную с безопасностью атомного объекта в соответствии с подписанными международными соглашениями.
- Никаких извещений от беларусских служб, которые должны заботиться о безопасности атoмной станции, у Литвы нет. Всё, что мы знаем, поступает к нам неформальными путями - из независимых источников, от беларусских активистов. Когда на стройке АЭС погибли двое работников, мы об этом узнали из СМИ. Часть фактов беларусская сторона вынуждена признать, часть отрицает.
Это лишний раз доказывает, что в Беларуси, как в советское время, есть особая установка скрывать нежелательную информацию об инцидентах. При этом мы постоянно слышим из Минска уверения, что на атомной станции всё замечательно. А потом выясняется, что первый корпус реактора весом 330 тонн при установке уронили с 4 метров, а второй корпус при транспортировке по железной дороге ударили о металлические конструкции.
Литва ценит Беларусь как торгового партнёра и поставщика грузов через нашу территорию, но это не значит, что из-за экономической выгоды мы будем сквозь пальцы смотреть на безопасность строящегося у нас под окнами ядерного объекта. Нам не безразлична также и судьба жителей Беларуси. Эта страна серьезно пострадала от Чернобыльской аварии. Неужели из такого прошлого нельзя извлечь уроки?
***
Экологическая общественность Беларуси и Литвы неоднократно требовала от официального Минска безусловного исполнения решения Совещания сторон Эспо ЕЭК ООН по Беларусской АЭС. Отечественные экологи требуют немедленно остановить строительство Островецкой АЭС. Резким критиком АЭС выступает и Литва, у границ которой строят станцию. Польша и Литва уже заявили, что не будут покупать электроэнергию с Островецкой АЭС.