27.06.2017 / 12:06

Специалисты двух стран встретились на базе Ивацевичского лесхоза и обсудили общие проблемы, связанные со значительным ростом численности вредоносных организмов в сосняках, и методы оздоровления сосновых насаждений. Загвоздка в том, что поставить диагноз дереву даже опытному лесопатологу непросто. 

Первопричину усыхания сосняков и своевременный диагноз пока ни практики, ни учёные установить не могут. Из-за новизны этого явления и маскировки его симптомов под другие патологии леса сложно установить и истинные масштабы короедного усыхания сосны в лесхозах республики.

По словам специалистов, в очагах массового усыхания часто можно встретить деревья с различными, зачастую даже противоположными симптомами усыхания, особенно в осенне-зимний период. Причина — сложный видовой состав комплекса атакующих сосну вредителей, в зависимости от их группировки меняются и признаки поражения дерева.

Как правило, очаги короедного усыхания формируют куртины отмирающих деревьев с рыжей хвоей, их отчётливо можно увидеть в солнечную погоду. Реже сначала повреждается только часть кроны, тогда обычно усыхает вершина либо отдельные скелетные ветви. Свежее заселение на начальных этапах может и не сопровождаться отчётливой дехромацией кроны.

— Есть способ диагностики, не самый надёжный, но всё-таки вполне применимый — оценка ветвей, — отмечает начальник лесопатологической партии РУП «Белгослес» Александр Сазонов. — Если вам кажется, что дерево заселено, попытайтесь найти на земле ветви желательно с зелёной хвоей. Они теряют прочность и их часто ломает ветром. На обычном сломе, если присмотреться, можно обнаружить ходы короедов.

Следующий этап — ствол дерева. 

— Свежее заселение мы с вами пока не видим. Деревья, которые заселены молодым поколением вершинного короеда, пока ещё не имеют признаков ослабления, характерное порыжение сможем наблюдать лишь в конце июня. Те рыжие пятна, которые появляются сейчас, — результат заселения насаждения летним фенокомплексом стволовых вредителей, где доминирует синяя сосновая златка, чёрный сосновый усач, сосновая смолевка и другие виды.

Показательно, что даже при наличии в кроне уже отмершей рыжей хвои ствол дерева всё ещё может быть незаселённым. А вот если вершинному короеду сопутствует короед-стенограф, то ствол заселяется последним обычно на всём протяжении, а в момент поражения хвои кора под воздействием стенографа уже частично отделяется от ствола. Это можно проверить с помощью топора.

К сожалению, короеды — это такси для многочисленных патогенных организмов, их состав, характерный для данной проблемы, учёным ещё предстоит установить. Именно взаимодействие этих насекомых вызывает такое стремительное усыхание практически здоровых деревьев.

Признаки повреждения деревьев насекомыми отличаются в зависимости от времени лёта поколений основных вредителей. При заселении столов весной и в начале лета деревья быстро проявляют признаки ослабления в кроне — сильно укороченный или отсутствующий прирост текущего года, потеря блеска хвои, постепенное развитие дехромации, которые могут сопровождаться изреженностью кроны. При заселении во второй половине вегетационного сезона развитие процессов усыхания в кроне, как правило, замедляется, явные симптомы могут проявиться только поздней осенью или даже ранней весной следующего года.

Своевременный диагноз — залог успешного лечения. 

Когда в хвое появляется первая рыжина — это означает, что молодое поколение вершинного короеда в кроне достигло стадии жука. Его ещё можно там поймать, если спилить дерево, сжечь, например, порубочные остатки и не дать жуку разлететься. Однако временное окно, когда лесовод мог бы осуществить данные мероприятия, очень короткое. На все процедуры — недели две-три, не больше, особенно при высокой температуре.

Осенью, когда все процессы затормаживаются, значительная часть молодого поколения остаётся зимовать в кронах. 

Учёные и лесоводы двух стран пришли к заключению, что справиться с проблемой увеличения численности стволовых вредителей и массового усыхания сосновых древостоев можно только путём обеспечения оперативного мониторинга сосновых насаждений, постановки на учёт, назначения и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. А факторы, которые привели к лесопатологическим проблемам такого масштаба, следует всесторонне изучить. 

Цифры от «Беллесозащиты»:

В 2016 году было повреждено 38,5 тысяч га сосновых насаждений с вырубаемым запасом около 1 млн кубометров. Из них 3173 га требовали проведения сплошных санитарных рубок (700 тысяч кубометров). По состоянию на 1 июня 2017 года усыхание сосны зафиксировано в 87 лесхозах республики на площади 21 822 га (около 744 тысяч кубометров), к уровню прошлого года — 56,6 %.

 

Прямая речь

Василий Бородавка, старший научный сотрудник Полесского филиала Украинского научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации, руководитель научной группы при областном управлении лесного и охотничьего хозяйства:

— Беда двигается с Киевщины, Житомирщины, Ровненщина уже ею охвачена, зашла она уже и на Волынь. Речь идёт прежде всего о вершинном короеде, лубоеде сосновом, синей сосновой златке, короеде шестизубом (стенографе), рагии ребристом и других. Некоторых из этих вредителей раньше в полесских лесах даже для научных исследований тяжело было найти. Сейчас вынуждены места концентрации насекомых по возможности вырубать, а древесину быстро вывозить из леса. Все пораженные ими порубочные остатки, ветви — сжигать. 

Часто против санитарных рубок возражают украинские активисты, полагая, что под видом борьбы с короедом будут вырубаться и здоровые деревья. Волонтёры при инспекции срубленных деревьев фиксируют сырые пни, которые не могут свидетельствовать о высыхании деревьев. Лесники в свою очередь объясняют это желанием получить хоть какую-то пользу от заражённых деревьев. Несвоевременно же выбранные, например в мае — июне, свежезаселённые вредителями-короедами сосны в том же году заселяются уже усачами, рогохвостами, свердликами. Как следствие, значительно меньший выход деловой древесины (минимум на 15—20 %). На следующий год деловая древесина практически уже полностью превращается в дровяную. Требования же относительно нормы не менее чем 5 кубометров с гектара при проведении выборочных санитарных рубок для производственников вообще за гранью здравого смысла! Простые подсчёты показывают, что в средневозрастных насаждениях (40—50-летних в Украине большинство), чтобы выбрать эти 5 кубометров, нужно, чтобы на гектаре было не менее 25—30 усыхающих деревьев. А если этих деревьев 20 и нет при этом 5 кубометров, получается, рубку проводить нельзя. Хотя из каждого этого дерева вылетит не менее 2000 молодых жуков-короедов. Тогда получается, что с одного гектара вылетит на соседние деревья и соседние насаждения как минимум 40 тысяч вредителей!

По итогам встречи специалисты Беларуси и Украины намерены инициировать совместное заявление Минлесхоза и Агентства лесного хозяйства Украины по вопросу усыхания сосновых насаждений на совместной сессии ФАО и ООН, а также в профильные международные организации ФАО, ЕЭК, ГЭФ о целесообразности реализации межстранового проекта.

 

Против короеда в Беловежской пуще применят ловушки

Анализ прошлых лет показал, что короед-типограф в лесах пущи наносит большой вред ели обыкновенной. В течении 2016 года обнаружено 110 таких очагов на площади 429 га, из них 31 га в заповедной зоне.

В планах по лесозащите на 2017 год предусмотрено изучение численности в 15 лесничествах нового поднадзорного вида – вершинного короеда. Для изучения численности короеда-типогрофа и вершинного короеда запланировано применить 860 ловушек.

Всего по национальному парку предусмотрено использовать 1500 энтомологических ловушек для мониторинга численности насекомых вредителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Распил вместо прорыва: почему в Беларуси почти не осталось спелых лесов и другие парадоксы лесного хозяйства

Источник:
Фотограф:
Валерый Харчанка, pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость