27.08.2015 / 13:08

26 августа участники «торфяного» семинара посетили заказник «Споровский» на Брестчине. Ходили по болоту, трогали тракторную фрезу и искали в тростнике вертлявую камышовку.

После насыщенного информацией, докладами и обсуждениями дня самое время покинуть душный конференц-зал и погрузиться в автобус сообщением «Минск — заказник “Споровский”». Именно там происходит важная, практическая часть деятельности  международной программы «Clima East» в Беларуси: восстановление нормального функционирования болота путём вырубки древесно-кустарниковой растительности.

Почему нужно что-то вырубать, поясняет менеджер проекта Владимир Колтунов:

— Раньше болота использовались для выпаса скота и заготовки сена. Сейчас необходимость в такой деятельности уменьшилась. Возникли новые условия эксплуатации болот, изменился и сам климат. Беларусская часть проекта как раз направлена на то, чтобы адаптировать эти территории к новым условиям, уменьшить выбросы парниковых газов и наладить выгодное хозяйственное использование болот. Сейчас водно-болотные массивы начинают зарастать, что нарушает нормальное функционирование экосистемы: территория болота должна быть открытой, без растительности. Только это гарантирует сохранение прежнего уровня биологического разнообразия, которое формировалось столетиями при активном участии человека. Конкретно в заказнике «Споровский» мы убираем кустарники, деревья, пни, планируем перерабатывать их в топливо. Полученный опыт будет учтён в других аналогичных проектах страны.

Большой красный трактор с новенькой фрезой сразу привлекает внимание делегации.

— В рамках проекта «Clima East» мы приобретаем линейку техники, которая будет направлена на удаление кустарника, пней и кошение территории, — рассказывает директор заказника «Споровский» Вадим Протасевич. — Объявили тендер на покупку мощного трактора, на 300 лошадиных сил, и рабочего инструмента к нему — «Biobaler».

Может возникнуть вопрос: зачем для какого-то кустарника покупать такой большой трактор, да ещё огромный измельчитель к нему? Ответ — на фото ниже. Причём этот ивняк — ещё не самый высокий, который можно встретить на просторах болота!

— После техники «Biobaler» по болоту пройдётся трактор с фрезой, — продолжает Владимир. — Он будет дробить пни, оставшиеся после кустов. На следующий год, когда мы удалим все кусты и пни, закупим две роторные косилки. Траву будем косить, сушить и прессовать в тюки.

Кстати, механическая зачистка — не единственный способ удаления растительности. Пробовали в хозяйстве запустить коров в болото, как делали наши предки, чтобы те выели траву. Но тут вышел казус. Опыт своих предшественниц коровы не помнят, что такое болото не знают. «Они стояли вот с тааакими глазами, были в шоке и не знали, что делать», — смеётся Владимир, вспоминая о неудачной попытке организовать выпас крупного рогатого скота. Тем не менее, опыт решено повторить, только на болото на этот раз выпустят молодняк. Расчёт на то, что молодые да смелые быстрее привыкнут к давно забытым пастбищам.

После посещения смотровой вышки и прогулки по болоту делегация продолжила общение в неформальной обстановке.

Мы продолжим следить за пилотным проектом в заказнике «Споровский». Если всё будет идти по плану, в следующем году картина на фотографии внизу примет совершенно другой вид.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 

«Болото — это не только торф, но и источник альтернативного топлива». В Беларуси обсуждают судьбу торфяников

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость