26 апреля у креста Евфросинии Полоцкой в Витебске собираются те, кто в далёкие 1980-е старался минимизировать последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Сегодня они называются пострадавшими от катастрофы. Тогда — никто из них не задумывался о будущем статусе. Все они честно выполняли работу, чтобы предотвратить расползание радиоактивного пятна.
К кресту на Успенской горе эти люди приходят ежегодно: увидеться, вспомнить, поговорить. В прошлом году их было 15, в этом — почти вдвое меньше: годы не прибавляют здоровья, да и погода подвела — в день 30-летия катастрофы витебское небо плакало с утра и до позднего вечера.
Траурный митинг, посвящённый годовщине аварии, должен был стать особенным: впервые возле креста вместе с ликвидаторами собрались представители городской и областной власти, пришла молодёжь.
Священники пригласили провести мероприятие под крышей: дождь никак не унимался, а Свято-Успенский кафедральный собор легко уместил всех участников мероприятия.
Официальная часть митинга прошла именно там. После официальных выступлений в память о пострадавших от Чернобыльской катастрофы в центральном храме города отслужили молебен.
Но прекрасное начинание объединить в едином порыве всех витеблян оказалось не до конца продуманным. На мероприятии в храме присутствующих героев-ликвидаторов так и не представили (а было-то их меньше 10!), никто не объявил и о традиционном акте памяти, который люди, прошедшие Чернобыль, проводят ежегодно: на воды Двины опускают венок с надписью: «Героям-лiквiдатарам ад нас, жывых».
Поэтому у креста по окончании митинга-реквиема собралась совсем небольшая горстка людей. Разъехались машины, строем ушли кадеты, разошлись журналисты. На привычном месте остались только ликвидаторы, греко-католический священник и немногие посвящённые.
— Почему в храме не сказали о спуске венка, — недоумевал один из ликвидаторов. — Они же обещали, что объявят...
Но именно благодаря немноголюдности акт памяти получился очень проникновенным.
Поделившись опасениями по поводу безопасности строящейся Беларусской АЭС и оставив цветы возле креста, люди спустились к Двине. В этом году венок сопровождал флот из почти 20 бумажных корабликов. Но каждом их них — имя и фамилия ликвидатора — нашего земляка, не дожившего до 30-летней годовщины аварии…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СПЕЦПРОЕКТ «ЧЕРНОБЫЛЬ В ЛИЦАХ»