Наконец, презентация началась, зазвучали поздравления, благодарности и приветственные слова организаторов: Товарищества «Зелёная сеть» от Аноры Лангар, Мастерской социального кино от Константина Воробья, специалистов по звуку, свету и другим техническим вопросам, которые так важны в производственном процессе.
Слова выступавших, в основном, сводились к тому, что «вкладывать нужно в молодых кинематографистов», «нельзя потерять молодое поколение», «многие ленты отмечены в беларусской программе кинофестиваля «Лiстапад», но этого недостаточно, и важно не останавливаться».
«Нужно пробовать и делать лучше»
Гостем вечера стал, безусловно, известный беларусский режиссёр Вячеслав Никифоров, который в последние годы больше работает в России: в Беларуси предложений нет.
После просмотра и эмоциональных слов молодых режиссёров наступил момент первых оценок, и мнение опытного режиссёра с успешной практикой не только в советском, но и в независимом беларусском кино, конечно, было воспринято с огромным вниманием.
Под обаяние Никифорова нельзя было не попасть: он высказал уверенность в том, что отрыв молодых кинематографистов от рутины состоялся, и это молодое поколение вообще появилось, родилось.
Мастера порадовали свобода и раскованность молодых, что в творческом отношении он объяснил ощущением прорыва, искренностью и энергетикой первых стартов.
— Им удалось уйти от «нафталинного» языка. Ещё 15 лет назад предыдущее поколение пришло в пустоту, когда и старая традиция утеряна, и новых условий для творчества не было. А сейчас молодые заговорили новым, человечным языком. Поскольку кино — искусство коллективное, у меня такое чувство, что пришёл целый отряд: 100, 200 человек, и это десятки режиссёров, сценаристов, продюсеров. В этом отрыве есть очевидное бесстрашие, но поверьте мне: это новое кино ещё развернётся. Очень хочется быть ему полезным, — сказал Вячеслав Никифоров.
Роль института продюсеров, которых как бы и нет, но всё-таки они находятся, подчеркнул Юрий Игруша:
— «Киноспринт» стал событием для молодого кино. Мы видим, что есть новый, грамотный подход, поддержка, и в результате дебютные ленты демонстрируются на большом экране, в полном зале. Ребятам очень повезло, что благодаря спонсорам они смогли думать только о творчестве. Всем нужно учиться, и все приобрели опыт, даже те, кто не вошёл в группу финалистов.
Три фильма, три пути развития
Нельзя не заметить, что все три идеи фильма очень хороши. Все — с интересным потенциалом в плане сюжета, актёрской игры, сценария, работы художников.
«Нястрымныя» явно не должны останавливаться, используя «Эстафету» как заявку на будущее. Комедия — один из самых сложных жанров, тем более абсурдная, с «чёрным юмором». И у них вполне ещё может получиться. Но на сегодня она ушла в плакат, в иллюстрацию. Потому что «там, где начинается «слово», кончается кино».
Уверена, что режиссёр Михаил Пархоменко и сам понимает отличие публицистического, журналистского высказывания от художественного, и в этом направлении команде следует поработать.
Предлагаю из «деклараций» оставить только объявление на закрытом колодце: «Вода. Пить нельзя». Этой или подобных, молчаливых подсказок зрителю вполне достаточно: например, вид огромной свалки мусора за кольцевой дорогой в районе Чижовки настолько красноречив сам по себе, что реплики героя ему совсем не нужны: они выглядят тривиально. Актёрская игра Сергея Власова усиленно вытягивает «Эстафету», ей только нужно помочь в сценарии, в диалогах.
В «Счётчике счастья» (режиссёр Игорь Чищеня, команда «Fifteen»), напротив, прекрасно сыграли детали, ставшие метафорами: игрушечные солдатики, сон, сожженные выпуски «Нового мира», химические опыты, звук работающего дозиметра, которого пугаются люди, но в то же время он напоминает стук метронома. Фактура времени, атмосфера, в которой разворачивалась Чернобыльская трагедия, видение происходящего глазами ребёнка переданы очень правдиво. Причём художественно правдиво. Это сильная сторона фильма.
С точки зрения Никифорова, ему не хватило финала, впрочем, «во всех трёх работах есть эта проблема — уметь закончить». «Как старт, как идея — всё хорошо, но мы видим, что только одной идеи очень мало», — отметил он.
Самой сложной для «Счётчика счастья» оказалась игра детей: когда закадровый голос читал текст автора, который воспринимался как рассказ-воспоминание, это чем-то напомнило даже манеру Вуди Аллена. Как только диалог начали сами дети, история сразу перескочила в подобие утренника.
Наконец, самый близкий к фестивальным трендам «Двадцатьшестнадцать» (режиссёры Дмитрий Рачковский и Андрей Кривецкий, команда «Pirat Studio»).
Сценарий не просто молодого, а очень модного и востребованного драматурга Дмитрия Богославского вполне укладывается в концепцию социального воображаемого актуального французского философа Корнелиуса Касториадиса. Использовав экологический фокус зрения — мир будущего без мира людей, режиссёр, а вслед за ним его герой создаёт воображаемый мир, полный иллюзий. Иллюзия порядка в доме (которого практически нет), иллюзия порядка в природе, хотя героя Сергея Юревича окружает весьма условный ландшафт поля. Перед нами последний человек и его последний истерический, отчаянный жест — шаткая конструкция, визуальный образ Абу-Даби, его «небоскрёбы» из палок, город-символ комфорта и потребления.
Интересно, что режиссер фильма перед просмотром сокрушался, что «приходится задаваться вопросом: почему человек — единственное существо, которое разрушает». Общение с Богословским явно оказалось полезным.
В заключение
Думаю, признание сильных идей в каждом фильме — это прямое признание роли Товарищества «Зелёная сеть» в партнёрстве всех сотрудничавших организаций. Донести все темы, обыграть их в арт-кино, сделать художественным посланием — работа уже коллективная. Ну а в том, что молодые кинематографисты получили отличный опыт, который они хотят развивать, сомневаться не приходится. Таковы итоги, промежуточные итоги, если смотреть в будущее с оптимизмом.