Зелёные и красные линии будут учитывать на одном этапе
Впервые у Минска появилась схема озеленённых территорий, которую подготовил УП «Минскградо» в рамках работ по генплану. На составление карт ушло несколько месяцев, с июня по октябрь 2017 года.
Существующие парки, скверы и бульвары, имеющие названия и официальный статус, на них отмечены тёмно-зелёным. Они нанесены на основании информации от «Зеленстроев» и решений Мингорисполкома.
Но зелёные зоны – это не только парки, скверы и бульвары. Выделены также ландшафтно-рекреационные зоны, которые попадают в баланс обеспеченности жителей озеленёнными территориями общего пользования по генплану. Они отмечены светло-зелёным цветом, часть определена исходя из утверждённых детальных планов.
Обсуждение доклада по стратегической экологической оценке этой схемы озелененных территорий общего пользования проходит с 26 июня по 25 июля 2017 года. Каждую зелёную территорию, существующую и перспективную, после обсуждения доклада выделят зелёными линиями.
Кстати, вообще не подлежат застройке только скверы и бульвары. Но для парков районного и городского значения может быть предусмотрено 3% или 7% застройки.
Зелёные линии войдут в градостроительный кадастр, который ведёт Комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома. По словам архитектора из УП «Минскградо», статус зелёных линий будет почти такой же, как у красных, за которые не может заходить застройщик.
«Первое, что мы делаем при разработке градостроительного проекта – подгружаем в чертёж красные линии, за которые не должна заходить застройка. Вне красных линий инженеры рисуют свои сети, а специалисты по транспорту – дорогу. Потом их вносят в кадастр. Так же, скорее всего, будет и с зелёными линиями», – говорит Юлия Федюшко, главный архитектор проектов УП «Минскградо».
В масштабе генплана 10 метров – это мало
«Назрела необходимость выделить зелёные территории, которые бы не подвергались застройке, или подвергались бы только в соответствии с регламентами генплана», – говорит Юлия Федюшко.
При этом регламенты генплана проектировщики обязаны соблюдать в градостроительных проектах, их указаниям должны следовать строители.
«В идеальной ситуации всё соблюдается», – говорит Юлия и добавляет, что не может уверенно сказать, что реализация на последней стадии происходит также без нарушений.
Целью разработки является не допустить необоснованную застройку и сделать отображение зелёных зон более наглядным и удобным для проектировщиков.
Пока они используют генплан, имеющий масштаб 1:30 000, схема же отличается своим масштабом – 1:500. Юлия поясняет: в масштабе генплана смещение зоны на 10 метров может казаться почти незаметным, в масштабе же схемы можно рассчитывать на большую точность.
Что граждане могут сделать полезного?
«Граждане не обязательно должны предлагать изменения, ведь всё время найдутся недовольные: один хочет посадить дерево, а другой срубить. И закрасить всё зелёным мы не сможем, – объясняет главный архитектор проектов.
– Что граждане могут предложить? Может быть, мы пропустили какой-то участок. Но если какой-то участок не дорисован – скорее всего, не просто так».
«Будем рассматривать каждый вопрос»
Юлия подчёркивает: документы выставлены для обсуждения в форме информирования.
«Но если будут заявки – будут проведены собрания. Будем рассматривать каждый вопрос от граждан, в электронном и бумажном виде. Жалобу можно записать и в журнал в администрации», – говорит она и предупреждает: сделать сквер прямо возле дома, скорее всего, не выйдет, потому что это не территория общего пользования.
А сделают ли сквер, если вы отправите обращение, например, с 100 000 подписей?
«Смотрите, – Юлия показывает на сквер возле Шаранговича, 53. – Жители собирали подписи, отсылали обращения. Нам пришло указание от Комитета сделать территорию сквером – и мы её включили. Но эта территория находится не внутри двора, она выходит к дороге».
Показываем на белый участок между жилыми домами, улицами Шаранговича и Горецкого. А здесь?
«Будет обоснованное предложение – мы его рассмотрим, но возможно, эта зелёная часть отдана под что-то другое. Если в генплане зона обозначена как жилая, то сквером или парком её сделать нельзя.
Вообще мы просмотрели весь город, сделали фотофиксацию каждого участка. Альбом [со снимками и данными по участкам] будет на презентации, но в открытый доступ его не выставят – там есть подоснова, которая является секретным документом».
О том, чтобы разместить альбомы в открытом доступе (например, убрав слои данных, информация с которых не должна распространяться), архитектор не упомянула.
Но она обнадёживает: на презентации соберутся профессионалы. Комиссия оценит вопросы и замечания граждан, внесёт их в протокол. Протокол отправят во все организации, которые были на заседании, а «Минскградо» внесёт изменения в схему, если это укажут в протоколе.