Министр объявил об отставке в утренней радиопередаче
- Здравствуйте, Николя Юло! – бодро говорит ведущий радио France Inter. Он обращается к слушателям, а потом снова к собеседнику. – Сегодня в утреннем эфире нам даёт большое интервью министр комплексных экологических преобразований. Пожары во всём мире: Греция, Швеция, США; наводнения и жара в Японии, температурные рекорды побиты во Франции... Остановимся на этом списке главных событий лета. Фильм «Катастрофа»… Можете ли вы мне логично объяснить, почему ещё не все мобилизовались против этих явлений и ради климата?
– У меня нет краткого ответа, – отвечает Николя Юло (Nicola Hulot).
В этой 40-минутной передаче французский министр, бывший экоактивист и фотограф, популярный в своей стране, отказался от поста, объявив об этом журналистам и слушателям.
– Вы шутите? – переспрашивает ведущая.
– Нет, я серьёзен. <…> Первый раз в жизни я хочу принять настолько сложно решение: больше не хочу лгать себе и не хочу своим присутствием в правительстве создавать впечатление, что мы успешно достигаем целей, – говорит он.
С этой новости началось утро вторника для тех, кто интересуется международными событиями в сфере экологии или во Франции. Бывший министр уточнил, что решение он обдумывал в течение последних месяцев. Оно было принято 28 августа утром.
За что отвечал Юло?
Ранее министерство называлось «Министерством энергии, экологии и устойчивого развития», а сейчас – Ministère de la Transition écologique et solidaire, или в переводе – «Министерство перехода к экологичному и солидарному обществу». Оно также занимается энергетикой.
СМИ: Он стал экологом благодаря путешествиям
Николя Юло занимал свой пост 15 месяцев. До этого он дважды пробовал выдвигаться в президенты, в 2015 году участвовал в COP21 как представитель президента Франции. В начале своей карьеры он работал журналистом и вёл экологическую передачу.
За время своей работы Николя Юло объявил о принятии ряда важных для Франции решений (например, о закрытии реакторов). Президент Эммануэль Макрон высказался по поводу его ухода:
– За 15 месяцев наше правительство сделало намного больше, чем предшествующие кабинеты за аналогичный период, – говорит он и уточняет, что прежде всего уважал и уважает Юло за то, что он свободный человек.
– Политика и Николя Юло – это долгая история о привлекательности и отвращении, стремлении и обидах, приверженности и отречении. Бывший ведущий [телепередачи о защите природы] «Ушуайя», он принял эстафету странника в конце 1990-х годов. Он путешествовал по всему миру ради телешоу и убедился, что окружающая среда быстро деградирует, что об этом необходимо предупредить мир и мобилизовать политических лидеров, – описывает историю политика новостная газета «Le monde».
– Его уход из правительства кажется признанием, что он неспособен принять эффективные меры в пользу экологии и солидарности. Это лето, как ни одно другое, показывает реальность изменения климата. Но Николя Юло считает, что меры по сокращению выбросов парниковых газов, а также другие действия: борьба с инженерным освоением земель или за сохранение биоразнообразия – не на высоте. Так он признаёт, что сохранение окружающей среды уступает под давлением того, что является целью экономической политики – экономического роста, – пишет Жюльен Лепроворст, ответственный за редакционную колонку образовательного экожурнала Goodplanet.info, который основан одноименным фондом.
Король умер, да здравствует король!
Видимо, месье Николя Юло не знает, что министр – птица гордая и обычно дожидается знака свыше. А его коллеги в Беларуси, возможно, не знают, что можно уйти в отставку из морально-этических соображений и публично заявить об этом. Уход с поста министра в Беларуси обычно знаменуется тем, что он/она или подчинённые попадают под следствие, часто делам, связанным с коррупцией.
В Беларуси работают 24 министерства плюс премьер-министр и четыре его заместителя, и всех назначает президент. А если внимательно перечитать новости, то станет ясно: снимает («освобождает») обычно тоже.
Сколько этих позиций «освобождено» от занимающих их за последние три года? По нашим подсчётам, с 67% позиций в сумме уволено 18 человек.
Так, в июне 2016 года был отстранён от должности министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто из-за подозрения в служебном подлоге. Он проработал два года. Примерно тогда же не увенчались успехом поиски полезных ископаемых в Беларуси. В сентябре 2017 года на этот пост назначен новый министр Андрей Худык.
В феврале 2018 года был уволен министр лесного хозяйства Михаил Амельянович, в апреле на его место назначен Виталий Дрожжа. Прошлый собирался вернуться на госслужбу.Причина увольнения – за «непринятие действенных мер по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями в подведомственных организациях». По “делу Минлесхоза” задержали 14 человек, из которых в министерстве и его структурах работало 12.
Одновременно с Амельяновичем и по той же причине был уволен Министр спорта и туризма. Александр Шамко был переведён указом президента на прошлое место работы – в МЧС.
В апреле текущего года президент поделился сомнениями по поводу того, как работает министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, но тот остался на посту.
Зато уже в мае был снят министр энергетики Владимир Потупчик (и новый не назначен до сих пор). Незадолго до этого президент критиковал неготовность энергосистемы ко вводу в неё БелАЭС.
И так далее: в 2016 году сменился министр образования и министр труда и соцзащиты, в 2017 году министр культуры и снова министр труда и соцзащиты, в августе 2018 года – министр архитектуры и строительства вместе с министром промышленности, недавно назначены новый премьер и его заместители, в этом же году сменились министр экономики и министр связи и информатизации (прошлый был назначен с формулировкой «у вас нет права на ошибку» и проработал всего год).
«Все эти люди не оставили следа»
Знаете ли вы, что два министра сменились дважды в период с августа 2015 года?
Насколько безразлично у нас относятся к карусели своих чиновников в ведомствах, настолько же оживлённо обсуждают выборы президента США или апрельскую отставку премьер-министра Армении, в которую тот ушёл по требованию граждан.
Почему так? Ответ простой: скучно.
– Все эти люди: Сидорский, Ермошин, Новицкий… Иванов, Петров, Сидоров, Мясникович – не оставили никакого следа в истории. Они ничего собой не представляли ни до того, как были назначены на должность, ни после отставки, – рассуждает в БелГазете о чиновниках и правительстве методолог и философ Владимир Мацкевич.
– Система госуправления в современной Беларуси построена таким образом, что она всех делает серыми, невыразительными, безвольными. Инициатива наказуема, творчество вызывает подозрение, собственное мнение иметь можно, но следует держать его при себе – эти принципы усваивает каждый, кто попадает в эту систему.
Неужели в стране вообще нет ярких личностей? Есть, конечно.
А может, в госуправлении не нужны яркие личности? Может быть, чиновник и должен быть серым, незаметным, исполнительным, без собственного мнения? А как узнать, так это или нет? Тут можно обратиться к истории. Серые и невыразительные чиновники – признак эпохи застоя.
<…> Учредители БНР умели [мечтать]. А вот ни один премьер-министр РБ XХI века не может себе позволить мечтать. И президент предается ностальгии, и значительная часть общества. А кто за нас мечтать будет?