Разложив вещи и испив чайку, старые и новые пассажиры поезда распределились по вагонам, где начался ряд кинопоказов, лекций и дебатов. Пока в сидячем вагоне №1 смотрели видео о хорошо известной читателям Зелёного портала «Ельне — самом большом торфянике в Беларуси» и ролик «Болота будут жить!», в соседнем вагоне-ресторане развернулись споры об устойчивом управлении торфяными месторождениями. Можно констатировать, что на некоторое время концентрация «болотных» специалистов в поезде достигла максимума. Однако вряд ли дискуссию Колтунова, Максименкова и Черкаса уместно назвать диспутом. Скорее, это было обсуждение профессиональных новостей, учитывая, что фактически все они работают в одной команде, болея за общее дело.
Обсуждая вопросы изменения климата, специалисты подняли проблему углеродного следа, то есть условного количества СО2, выработке которых человек способствует, передвигаясь на транспорте и потребляя услуги. Используя калькулятор, можно понять, сколько на самом деле даёт выбросов определённый образ жизни. Может статься и так, что громкие декларации о приверженности сохранению природы вовсе не означают следование им на деле. Особенно наглядна разница в выбросах десятка тонн СО2 в год при использовании личного и общественного транспорта. После относительно короткого перегона экспресс прибыл в Витебск. «Город художников» решил сразу удивить делегацию перфомансом театра «Колесо»: пассажиры выходили из вагонов прямо под крылья ангелов, которые проводили группу до Дворца творчества детей и молодёжи.
После «ангельского» представления состоялось очередное подписание декларации ЦУР.
Основная программа «экологического» дня проходила в Витебском государственном университете имени П.М. Машерова. Там состоялось довольно необычное по формату ток-шоу на тему «Окружающая среда и здравоохранение».
У сцены собралась внушительная делегация: постоянный представитель ПРООН в Беларуси Санака Самарасинха, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Ковхуто, Чрезвычайный и Полномочный посол Швеции Мартин Оберг, Временный поверенный в делах США Скотт Роланд, заместитель директора РУП «Научно-практический центр гигиены» Лариса Шевчук и заместитель председателя Витебского облисполкома Владимир Белоус.
Зрителям предложили «свободный микрофон». Присутствующие задавали вопросы о состоянии воздуха, об опыте Швеции в охране окружающей среды, о профилактике здоровья населения и о национальных парках США. Несколько студентов подняли правильные экологические вопросы. Однако не всё, что озвучивалось на мероприятии, попало на официальные ленты информагентств.
На 50-й минуте встречи до микрофона добрался эксперт проекта ПРООН-ГЭФ по энергоэффективности в зданиях Андрей Дюсьмикеев. Он слегка снизил уровень патетики в речах, приблизив его к реалиям. Специалист уведомил уважаемое собрание о том, что «в то время, как шла дискуссия про экологию, в туалете на первом этаже университета текла вода, в объёме 50-60 литров». Пока аудитория растерянно молчала, эксперт продолжил озадачивать: «Кто должен это заметить, и куда сдать деньги на новый кран?» В зале зазвучали аплодисменты и смех, очевидно, студенты были знакомы с ситуацией. Дипломаты и министр природы тоже веселились: это не их зона ответственности, а вот зампредседателя облисполкома Владимир Белоус слегка помрачнел. Но удар принял:
— Вопрос ко мне, как я понимаю? — спросил чиновник, оглядывая зал.
Поскольку соответствующих экспертов в аудитории не нашлось, прозвучала официальная позиция насчёт текущего в студенческом туалете крана:
— Потери воды — это серьёзная проблема. Если взять в целом Витебскую область, то потери в сетях достигают 18%, что очень много. С каждым годом принимаются меры по сокращению этой цифры. Второе — потери на бытовом уровне. Как вы сказали, смывной бачок на 50-60 литров — это много. Наверное, каждый присутствующий в аудитории должен обратить внимание на себя как на потребителя воды. Она — наше общее богатство, которое пока ещё в достаточном объёме. Но что будет дальше — нужно задуматься сейчас.
Дав время присутствующим на то, чтобы проникли степенью своей персональной ответственности за текущий на первом этаже кран, зампредседателя начал аккуратно закругляться, прозрачно намекнув:
— А деньги сдавать не нужно. Руководство университета само примет меры и устранит эту неисправность.
Дальше — больше.
— Здравствуйте. Я пока ещё здесь работаю. После этого вопроса, наверное, уже не буду… — молодой человек забыл представиться. — Почему вырубаются леса вдоль дорог и сразу же сжигаются? Срубили — сожгли. Для чего это делается? Неужели нельзя всё отдать бабушкам в деревню?
Зампредседателя облисполкома заверил анонима, что он будет работать и дальше:
— Ничего такого в вашем вопросе нет. Вы правильно заметили. Насчёт леса не уверен, но знаю, что вырубались кустарники. Что касается сжигания, скорее всего, это неправильное явление. Витебская область на передовой в Беларуси по закупке рубильных комплексов. У нас лучший показатель в республике по местным видам топлива для котельных жилищно-коммунального хозяйства. Той же щепы используется более 70%. А если есть недостатки — нужно сигнализировать местным органам власти.
Не остался в стороне и министр природных ресурсов:
— Каждый гражданин нашей страны должен при обнаружении недостатков сообщать и местным органам власти, и органам охраны природы. Есть законы, есть правила, которые, к сожалению, не собладаются. То, про что вы рассказали, — это нарушение. Безусловно, и сжигать нельзя, за это положен штраф. Выявляйте подобные факты и сообщайте. Будем так учить людей штрафами, если они не понимают по-хорошему.
На призыв ведущего затронуть местные темы, откликнулась эколог сразу с тремя вопросами:
— Будут ли в нашей области развиваться экологический туризм? Как планируется решать вопрос переработки вторичных материальных ресурсов? Что будет делаться с борщевиком, который уже стал республиканской проблемой?
— Тема экологического туризма не нова, — Владимир Белоус, кажется, разбирается во всех сферах. — В области он развивается довольно успешно, особенно в западной части региона — Браславском, Миорском, Шарковщинском, Россонском районах. В самом Витебске — поменьше. Что касается переработки вторичных ресурсов, то мы приступили к проектированию крупного мусороперерабатывающего предприятия на 200 тысяч тонн. Аналогов ему в Беларуси нет. Вот только денег бы на него найти… На заводе будут сортироваться отходы: бумага, плёнка, ПЭТ-бутылки. Но мы пойдём дальше: из продуктов переработки начнём получать 20% биомассы, которая будет использоваться при озеленении города, остальное станет специальным топливом для сжигания в промышленных котлах. К сожалению, таких котлов у нас пока нет, но мы занимаемся разработкой соответствующих котельных.
— Да, в регионе существует проблема с борщевиком Сосновского. Есть территории, которые основательно им покрыты, — продолжил чиновник. — Ежегодно на борьбу с инвазивным видом из областного бюджета выделяется 200 миллионов рублей. Мы делаем химическую обработку с последующим перепахиванием. Но вопрос носит системный характер. Если не будем допускать новых очагов, мы решим эту проблему.
Под занавес мероприятия поднялся студент Роман из Витебского медуниверситета и адресовал вопрос всей комиссии:
— Какую роль в энергообеспечении Беларуси играет ядерная энергетика? Что делается для недопущения таких катастроф, как Чернобыльская?
— Так получилось, что Беларусь окружена атомными станциями других государств, — парировал Андрей Ковхуто. — Нашей стране постоянно не хватает своей электроэнергии, и, наверное, нет других путей решения этой проблемы, кроме как строительства своей АЭС. Потому что все вы хотите комфортных условий проживания, а без WI-FI уже не представляете себе жизни. При возведении АЭС используются самые современные технологии, обеспечивающие её безопасность. Тщательно выбиралась и площадка для её размещения. Минприроды осуществляет мониторинг состояния всех природных компонентов: воздуха, почвы, воды. Эти показатели будут сравниваться в процессе эксплуатации станции.
— От предыдущих поколений накопилось много проблем, которые нам приходится сегодня решать. Поэтому наша задача — не допускать тех ошибок, которые придётся исправлять в будущем, — заключительные слова министра явно могут использоваться как сторонниками, так и противниками строительства Беларусской АЭС.
Далее события развивались более мирно. Руководитель проекта ПРООН Наталья Губская презентовала новый учебный курс по теме «Изменение климата: последствия, смягчение, адаптация».
А потом снова случился сюрприз: автору лучшего вопроса вручили книгу и позволили сделать селфи с министром природных ресурсов.
Завершило же мероприятие массовое селфи всех присутствующих с высокими гостями.
В это время в соседней аудитории студентам и преподавателям рассказывали о проекте «Торфяники-2» и повторном заболачивании выбывших из эксплуатации торфяных месторождений.
Корреспондент Зелёного портала оказался свидетелем противостояния двух экспертных сторон. Виталий Кузьменко, декан биологического факультета Витебского госуниверситета, выразил сомнение, что установка плотин-перемычек реально поможет восстановить биоразнообразие болот. Впрочем, после недолгой дискуссии специалисты нашли взаимопонимание, углубившись в обсуждение деталей.
Утром 30 октября в экспресс ООН оперативно «загрузили» 139 «отборных» студентов: будущих филологов, ветеринаров, актёров.
Вскоре после отправления Санака Самарасинха решил пройти по поезду, чтобы поговорить с молодёжью. Он ещё не знал, что его ждёт, возможно, самая длинная фотосессия в жизни.
Встретив в первом вагоне студентов-актёров, Санака сообщил, что ему и самому часто приходится быть актером. Дипломат неоднократно продемонстрировал свои таланты.
За час до прибытия в Минск в вагоне-ресторане собралась, кажется, половина экспресса.
Освоившись, студенты задавали множество вопросов о работе ООН, один из которых, о необходимости реформ в организации, вдруг сделал Санаку очень серьёзным:
— Когда мир меняется и развивается так быстро, как сегодня, мы должны меняться как минимум с такой же скоростью, а в идеале ещё быстрее. Иначе мы, как люди, так и организация, не просто не развиваемся, мы — мертвы. Поэтому реформирование — это вопрос выживания. Проблема ООН с точки зрения реформ в том, что организация не меняется быстрее, чем меняется мир. Сейчас преобразования внутри ООН идут достаточно медленно, и мы должны их ускорить, — ответил он.
За секунду до выхода к телекамерам: последний шаг в миссии экспресса ООН
В конечной точке маршрута — Минске — состоялось торжественное подписание декларации о ЦУР. А после того, как официальная часть и многочисленные интервью остались позади, глава представительства ООН в Беларуси согласился ответить на вопросы корреспондента Зелёного портала:
— Санака, за эту поездку было совершено множество важных встреч с красивыми речами и оркестрами. Скажите честно: что не удалось, чем вы разочарованы, ведь такое большое событие не могло пройти гладко?
— Организация и координация такой огромной инициативы, которая предусматривает большое количество людей, мест, обсуждение множества вопросов, — весьма сложная задача. Поэтому случались сбои, которые огорчали меня. Но в целом я доволен тем, как всё прошло.
— Знаете ли вы, что в то время, как обсуждались вопросы энергоэффективности, везущий вас поезд отапливался углём? Проводница бросала его в печь прямо за соседней стенкой. В связи с этим вопрос: что делается, чтобы сократить разрыв между провозглашаемыми высокими целями и реальным положением дел?
— Конечно, пробелы существуют, я это чётко понимаю. Но ведь именно для того и были поставлены цели устойчивого развития, чтобы в последующие 15 лет мы устранили расхождения. Что касается энергоэффективности, то по этой цели существует порядка 160 индикаторов, которые по прошествии определённого времени позволят судить о достигнутом прогрессе. Поэтому нормальная ситуация, когда существуют какие-то недостатки. Цели устойчивого развития как раз и призваны их устранить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: