07.07.2016 / 15:07

Экспорт беларусского мяса за последние полгода увеличился в 5 раз, растут и остальные продажи продукции промышленного животноводства. Страна получает прибыль, но в стоимость товаров не заложена цена обезвреживания отходов. Как следствие — хозяйства экономят, а население получает реки, полные навоза. Чем чревато несоблюдение законов в животноводческой отрасли и каковы типичные проблемы агропромышленного комплекса Беларуси, обсудили в Минске на встрече, организованной экологическим учреждением «Агро-Эко-Культура» Товарищества «Зелёная сеть».

Затор на реке Наче, Крупский район, май 2016 г.

 

Девушка Дарья и её попутчики в байдарочном походе не смогли пройти по реке. Им пришлось преодолеть проблемный участок вдоль берега длиной почти 5 километров, неся вещи на себе.

Препятствием для туристов стала пробка в излучине реки Начи, похожая на смесь из навоза и растений. Она течёт в Крупском и Борисовском районах и впадает в Березину. Откуда такие проблемы, байдарочники решили узнать в районной инспекции. Но не вышло:

«Начальник утешил, что это очень сильно выросли водоросли. Но Дарья по образованию биолог, и она не поверила», — рассказывает Наталья Поречина, эксперт учреждения «Центр экологических решений» (ЦЭР).

 

Содержание нитратов в колодцах превышено в 6-11 раз

Сотрудники ЦЭР заинтересовались странным явлением и выехали на место. В результате наблюдений и замеров выяснилось, что уже несколько лет в реке невозможно купаться и стало меньше рыбы. В деревне Подклёнок нитраты в питьевой воде превышают ПДК в 6-11 раз (от 250 мг/л при максимально допустимых 40).

Возможно, причиной этому служит близлежащая свиноферма в 25 000 голов, которая принадлежит УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов» (СПК «Щавры»).

По данным экспертов, отходы от 25 000 свиней эквивалентны отходам города с 75-тысячным населением.

Экологи зафиксировали на фото, как из лагун-хранилищ навоза трактор вывозит содержимое на так называемое навозное поле.

Рядом с полем есть канал с высокой растительностью по берегам. Например, сныть здесь выше полутора метров, а обычно не достигает и одного. По словам Натальи Поречиной, канал был заполнен мутной коричневой водой с мухами. А рядом прилегают под уклоном навозные поля.

Ферма находится в 8 километрах от истока реки, где вода полностью прозрачная. Ниже по течению от фермерского хозяйства много водорослей, а вода достаточно мутная.

 

Очистить нельзя — перестать загрязнять

Очень высокие растения по берегам канала и реки, а также большое количество сине-зелёных водорослей, по мнению специалистов, говорят об обилии питательных веществ, к которым относится навоз. Он содержит нитраты и фосфаты.

Как считают беларусские экологи, состояние реки улучшится через пару лет, если перестать её загрязнять. Но эксперт из Польши, биолог, биотехнолог, председатель «Коалиции Чистая Балтика», президент Польского отделения организации по сохранению генетики «Lutreola» и вице-президент Федерации Зелёных «GAIA», доктор Якуб Скорупски, считает, что очистить полностью водоток, в частности от фосфатов, уже нельзя: настолько он загрязнён.

Подобные нарушения типичны для отечественных промышленных ферм, подчёркивает Дмитрий Лутаев, консультант по органическому сельскому хозяйству из Беларуси.

Навоз должен складываться для ферментирования совершенно иным образом. И тем более навозные поля не должны располагаться на поверхности под уклоном, рядом с каналом, по которому дождевые стоки попадают в реку.

 

При соблюдении законов фермы вредны минимально

Примеры других мест загрязнения можно найти на сайте watercontrol.by. Как отмечает польский эксперт, нарушение законодательства при управлении такого рода хозяйствами — главная причина их большого отрицательного влияния на окружающую среду.

«Если фермой управляют согласно законодательству, то большей части негативных эффектов можно избежать», — говорит Якуб Скорупски. Ведь в большинстве стран ЕС стандарты в отношении сельского хозяйства достаточно высокие.

Обычно загрязнение происходит из-за неправильных хранения отходов, внесения удобрений, кормления скота и введения лекарств. Например, из фосфатов, поступающих вместе с кормом, животные усваивают только 20%, а 80% попадают в навоз. Эффективность же использования удобрений составляет 30% для азота и 40% для фосфора.

 

Соединения азота и фосфора загрязняют Балтику

Загрязнение рек может существенно повлиять на состояние окружающей среды. Это видно на примере Балтийского моря, к бассейну которого относятся реки половины территории Беларуси. Даже на снимке со спутника видны пятна эвтрофикации на воде.

Эвтрофикация, или цветение воды, является самым значимым из последствий органического загрязнения. Ведь 1 килограмм азота даёт прирост 16 килограммов биомассы в водоёме. Из-за этого меняется химический состав воды: разлагающиеся водоросли выделяют токсины, уменьшается количество кислорода. Как следствие — угнетаются иные формы жизни.

Кроме того, выбросы от крупных фермерских хозяйств отрицательно влияют на изменение климата. Например, в образование кислотных дождей они вносят вклад даже больший, чем тяжёлая промышленность.

Около 50% соединений азота и фосфора попадают в Балтийское море из его бассейна. Лидерами по количеству крупных промышленных ферм в этом регионе являются Польша и Беларусь (57% и 7% соответственно).

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Молодечно — не свиная столица Беларуси!». На общественных обсуждениях люди воспротивились строительству свинокомплекса

Свинокомплекс под Молодечно начали строить, несмотря на протесты местных жителей

Автор:
Фотограф:
Центр экологических решений
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость