Зелёный портал рассказывает, с какими проблемами столкнулась администрация старинной усадьбы.
Известный среди минчан дом-музей семейства Ваньковичей, расположенный на краю Верхнего города, зажат между развлекательным комплексом «Журавинка» и офисными зданиями. И это соседство с бизнесом не всегда оказывается полезным.
За последний год несколько раз были поползновения со стороны частных компаний, желавших «освоить» зелёное пространство музея.
«Бизнес развивается и очень часто случается, что не все предприниматели социально ответственны, - рассказывает замдиректора Национального художественного музея Сергей Вечер. – Думают, что неплохо бы нам вклиниться и что-нибудь тут построить».
Дом Ваньковичей находит на склоне, по краю которого растут тополя, посаженные здесь после Второй мировой войны. Их застройщик намеревался вырубить, чтобы построить там еще одно кафе. Работникам музея удалось отстоять деревья.
Там, где сейчас посажены кусты сирени и жасмина, администрация города планировала установить памятник мифическому первому жителю столицы – богатырю Менеску.
«Конечно, с классицизмом, в котором выполнен наш музей, и древний богатырь ну никак не вяжутся. Мы отбились от этого предложения. Сейчас другой современный автор хотел скульптуру яйца здесь установить. Но лучше пусть будет сирень и жасмин, поверьте мне», - убеждает нас Сергей Вечер.
Дом Ваньковичей часто посещают иностранные делегации из Польши и соседних с Беларусью стран. По словам работников музея, дипломаты говорят, что здесь царит прекрасная атмосфера.
«Очень уютный, камерный зелёный уголок. Спасибо, что его сохраняете», – цитирует отзывы гостей архитектор комплекса Ирина Дорохова, которая занималась работами по восстановлению усадьбы с 1979 года.
Она напоминает, что первоначально восстанавливали только усадебный дом, который был открыт в 2000 году – к 200-летию со дня рождения художника Валентия Ваньковича.
Флигели были восстановлены позже благодаря компании «Алатан Тур».
«Я их сводила в музей и убедила, что надо воссоздать строение и помочь с благоустройством, потому что на это денег больших у государства нет», - отмечает реставратор.
До войны территория рядом с домом была больше – там находился сад, в котором росли яблони, грецкий орех и другие деревья, которые со временем были вырублены. Сейчас здесь также посадили яблони, в том числе и потому, что находящееся рядом кафе планировало установить рядом со входом музей деревянную летнюю террасу. По словам Ирины Дороховой, это разрушило бы камерность и эстетику пространства.
«Когда я посмотрела проект, там предполагалось место для оркестра, для подачи водки – тут бы гулял народ и делал, что хотел. Но это же музейная зона! Здесь всегда звучала классическая музыка, проводились балы. Я не дам в обиду эту усадьбу никому, - смеется наша собеседница. – Нам пришлось действительно отбиваться от всех нападок. Мы прошли два совета в Министерстве культуры, в связи с тем, что на нашей территории планировали строить рестораны. В итоге было принято решение, что ничего строить не будут и оставят нас в покое».