Иерархия в нормативке
Государственная программа «Беларусский лес» на 2016–2020 годы является комплексной и состоит из следующих подпрограмм:
- «Повышение эффективности использования лесных ресурсов Республики Беларусь»;
- «Строительство лесохозяйственных дорог»;
- «Развитие охотничьего хозяйства».
Заказчиков много, среди них и Министерство лесного хозяйства, назначенное координатором, и Управление делами президента Республики Беларусь, и Министерство обороны, и многие другие.
Главной целью программы является достижение устойчивого, экономически эффективного, экологически ответственного и социально ориентированного ведения лесного хозяйства.
В достижении этой цели должен помочь Стратегический план развития лесохозяйственной отрасли на период с 2015 по 2030 годы, составной частью которого являются поставленные в госпрограмме задачи.
Следует отметить, что есть ещё и Государственная научно-техническая программа «Леса Беларуси — устойчивое управление, инновационное развитие, ресурсы», рассчитанная на ближайшую пятилетку. Заказчиком её является Минлесхоз, а головной организацией-исполнителем — Беларусский государственный технологический университет. Как рассказал Зелёному порталу доцент БГТУ, кандидат биологических наук Николай Крук, сейчас утверждена только концепция документа. Она прошла открытый конкурс научно-технических проектов и состоит из множества отдельных задач по 5 разделам:
- экономика лесохозяйства, устойчивое лесоуправление, оценка и учёт лесных ресурсов;
- воспроизводство высокопродуктивных и устойчивых лесов на генетико-селекционной основе, сохранение их биоразнообразия;
- повышение продуктивности, устойчивости эффективности использования лесов;
- новые технологии и средства охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней;
- лесное машиностроение, заготовка, транспорт, переработка древесины.
В свою очередь, 30 заданий по реализации выбранных направлений в ГНТП «Леса Беларуси» будут проходить государственную экспертизу, и два независимых эксперта оставят самые эффективные из них. Более подробно о самой программе, о задачах и мероприятиях Николай Константинович расскажет в начале июня, после согласования всех задач.
Лес растёт быстро. Не успеваем рубить?
На некоторые волнующие общественность вопросы по государственной программе «Беларусский лес» постарался ответить заместитель начальника управления лесного хозяйства Минлесхоза Дмитрий Красовский.
Например, тематический менеджер Рабочей группы «Охрана дикой природы Беларуси» (ОДПБ) Инесса Болотина утверждает, что в программе предусмотрено постоянное увеличение расчётной лесосеки и объёмов запланированной к заготовке и переработке древесины. При этом предполагается, что и площадь лесных насаждений, и лесистость будут увеличиваться. А запланированное увеличение доли посадки лесных культур на генетико-селекционной основе с 38% в 2016 году до 50% в 2020-м не отвечает стандартам устойчивого управления лесами. В частности, критерии лесной сертификации FSC рекомендуют увеличивать не процент создания лесных культур и посадок, а естественное заращивание леса в местах проведения рубок.
Менеджер РГ ОДПБ отмечает также, что не оправдан, согласно программе, и рост ёмкости рынка заготовительных услуг с 2 млн кубов до 6 млн кубов к 2020 году.
— В период действия предыдущей программы мы неоднократно сталкивались с тем, что работники лесничеств жаловались на необоснованно завышенные планы лесозаготовок. Определённая часть уже спиленного леса не перерабатывалась вовремя и теряла свои качества, — комментирует Инесса Болотина.
— Лесной ресурс растёт более быстрыми темпами, чем мы можем его осваивать. У нас сегодня расчётная лесосека не осваивается на 100%, — приводит свою аргументацию Дмитрий Красовский. — Вполне возможно, что где-то нужно повысить возраст рубок или в целом поменять возрастную систему, для чего необходимо провести научную работу, детально всё изучить и с учётом мнения заинтересованных сторон принять окончательное решение.
Лесные дороги строят без научного обоснования
Развитие дорожно-транспортной сети в лесном фонде также является достаточно обсуждаемым и имеет, по мнению специалистов, проблемные места.
— Тема увеличения количества лесных дорог требует дополнительного изучения и уточнения, — продолжает краткий анализ программы Инесса Болотина. — Существуют разные лесохозяйственные дороги, рассчитанные на различные сроки эксплуатации: магистральные, подъездные пути к магистралям и сезонного действия. По опыту прошлых лет строительство дорог, например в лесах национального парка «Припятский», становилось целью выполнения плановых показателей, освоения средств в ущерб природе и экономически нецелесообразным. Есть большие опасения, что такая ситуация может повториться не только в национальных парках, но и в других лесхозах.
— Научного обоснования по строительству лесных дорог нет, — ответил нам замначальника управления Минлесхоза на просьбу предоставить результаты исследований по этому вопросу. — Наше управление производства и реализации продукции совместно с проектной организацией «Белгипролес» учли предложения юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, ситуацию с доступностью лесосечного фонда, других лесных ресурсов и определили объём дорожно-транспортного строительства, что в среднем составит 110-120 км в год.
Рубить придорожные полосы кому попало не позволят
Он прокомментировал опасения граждан и СМИ и по поводу вырубок вдоль автомобильных дорог. В частности, сослался на Указ президента РБ №214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» и процитировал пункт 38 «Правил отпуска древесины на корню и её заготовки в лесах», утверждённый этим указом. Простыми словами, лесорубочный билет на вырубку насаждений вдоль дорог кому попало лесхоз не выдаст. Для этого существует длительная процедура с участием многих заинтересованных сторон, анализом конкретной ситуации и принятием взвешенного решения. То есть вырубка вдоль автомобильных дорог, по словам Дмитрия Красовского, подразумевает единичные исключительные случаи, когда объект представляет потенциальную угрозу для транспортного средства или пассажиров.
Лес нужно выровнять по возрасту и породам
Многих волнует вопрос увеличения количества рубок и лесистости. По статистическим данным Минлесхоза, ежегодное увеличение лесистости — отношение площади земель, покрытых лесом, к общей территории страны — в среднем составляет 0,2 процентных пункта, и сегодня это 39,7% (для сравнения, в послевоенное время был 21%).
— Это показывает результат того, что мы своевременно осуществляем как лесовосстановление, так и лесоразведение на тех землях, которые передаются в состав земель лесного фонда. В основном мы осуществляем лесовосстановление только тех участков, на которых производились вырубки, случились катаклизмы, произошло повреждение насаждений неблагоприятными погодными факторами, пожарами и т. д., — говорит Красовский.
— Если не провести такое мероприятие, то земля будет неэффективно использоваться или может произойти ещё хуже — она зарастёт малоценными древесными породами. Мы же должны ориентироваться на выращивание целевых древесных пород, тех, которые наиболее благоприятно отвечают климатическим и почвенным условиям на определённой территории.
Увеличение количества рубок, по мнению работника Минлесхоза, возможно, связано с последствиями лесовосстановительных мероприятий послевоенного времени, которое тогда активно проводилось. Дмитрий Красовский считает, что такие леса надо переводить в разряд спелых через 10–15 лет:
— Сегодня они составляют градацию средневозрастных насаждений. Поэтому у нас не совсем равномерная возрастная структура лесов. Для оптимального соотношения нужно, чтобы было примерно 5 классов возраста и в каждом по 20% насаждений. А сегодня у нас порядка 13% в каждой категории. Поэтому мы и заложили в программу выравнивание возрастов и оптимизацию породной структуры, а также пересмотр возрастов рубок на научной основе.
Говоря про общий запас насаждений, который сегодня оценивается в 1 млрд 740 млн м3, замначальника управления лесного хозяйства отмечает важность своевременного и эффективного его использования. Для этой цели в программе предусматриваются модернизация и техническое перевоплощение отрасли.
Поделят по категориям, чтобы эффективнее использовать
Прокомментировал Дмитрий Красовский и вопрос об оптимизации деления лесов на категории:
— Классификация лесов по 4 категориям согласно новому Лесному кодексу — это научно обдуманное решение, взвешенное и детально проработанное. Внедрение его будет происходить в течение нескольких лет путём внесения изменений в лесоустроительные проекты — планы ведения лесного хозяйства. Они разрабатываются для каждого лесхоза РУП «Белгослес», утверждаются Минлесхозом с учётом предложений органов Минприроды в рамках проведения экологической экспертизы.
- Сотрудник Минлесхоза отметил, что доля лесов 2 группы — эксплуатационных — увеличится. Сейчас они занимают ориентировочно 48% площади, а будут — более 60-65%. Остаются экологические леса: рекреационно-оздоровительные, защитные и природоохранные.
— Мы не отличаем леса эксплуатационные от экологических, для нас все они ценны, — заявляет замначальника управления лесного хозяйства.
Единственное отличие, по его словам, — режим ведения хозяйственной деятельности: запрещение рубок главного пользования, установление щадящего режима лесопользования и прочее. Насчёт опасения многих за увеличение объёма вырубки леса при его отнесении к эксплуатационному Дмитрий Красовский ответил следующее:
— В эксплуатационных лесах оборот рубки составляет 80 лет, а в лесах защитных, рекреационно-оздоровительных и природоохранных — 100 лет. Место, где была проведена рубка, через 7 лет перейдёт в покрытую лесом площадь. То есть лес как был, так и останется. Не нужно беспокоиться о том, что всё вырубят. Просто лесной ресурс страны будет использоваться более эффективно.
Радиация — не помеха
Что касается развития лесохозяйственной деятельности на территориях, подверженных радиоактивному загрязнению и получению условно чистого продукта, то, по словам работника Минлесхоза, волноваться тоже нечего. Для этих целей существует такая организация, как ГУ «Беллесозащита», которая занималась научным обоснованием этой программы и осуществляет весь контроль в области радиационного загрязнения.
Будущее — за лесными культурами с закрытой корневой системой
Для усовершенствования системы селекционного семеноводства уже сегодня сделаны конкретные шаги: запущена программа развития инфраструктуры для выращивания посадочного материала и создания лесных культур с закрытой корневой системой. Для этих целей запланирован ввод в эксплуатацию 6 производств: в ГУ «Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр», в Ивацевичском, Могилёвском, Щучинском, Глубокском и Речицком лесхозах.
— Мы планируем за год выйти на 30% использования такого посадочного материала, — подчеркнул Красовский.
Курс на развитие лесохозяйственной деятельности взят, но в процессе беседы сложилось впечатление, что по некоторым, утверждённым к выполнению подпрограммам до сих пор нет чёткого экономического обоснования и экологически ответственного плана действий. То есть сначала делаем, а думаем потом?