18.08.2016 / 19:08

Только 10% отработанных масел идут туда, куда должны, — во вторсырьё. Именно этот факт послужил причиной появления пару лет назад крупного инвестиционного проекта по переработке отработанных масел — ИООО «ДВЧ-Менеджмент». Когда предприятие открывалось, ему обещали полную загрузку, но на деле производству катастрофически не хватает сырья. Как оказалось, причина не в конкуренции или ограниченном количестве ресурсов, а в плохой системе сбора в стране. Сколько в Беларуси отработанных масел, неизвестно никому, в том числе и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Не хватает сырья

Завод по переработке отработанных масел проект существует в Крупском районе Минской области уже полтора года. На его возведение было привлечено 13 млн долларов прямых зарубежных инвестиций. На предприятии констатируют: мощности загружены примерно на 7%, и привозить получается только 2000 тонн вторсырья в год вместо планировавшихся 30 000.

На вопрос, предполагали ли такую малую загрузку, Дмитрий Могилевский, начальник отдела по связям с общественностью ИООО «ДВЧ-Менеджмент», ответил:

«Планировалось, что предприятие будет загружено, и загрузка будет постепенно увеличиваться. Но вы сами видите цифры».

Решать проблему ИООО «ДВЧ-Менеджмент» собирается через работу над сетью сбора масел. Просуществовав год, там прорабатывают запасной вариант, как сообщил председатель Совета ОО «Экологическая инициатива» Юрий Соловьёв. Сырьё можно ввозить из России, но, пока есть возможность, этого постараются не делать.

Стоит отметить, что ситуация с сырьём сложилась несмотря на декларируемое стремление государства делать сферу переработки отходов более привлекательной для бизнеса. Территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в первом квартале 2016 года провели более 300 контрольных мероприятий против нелегальных сжигателей масел. Но недостаток сырья сохранился и повлиял на планы инвестора. Вторую очередь завода планировали строить в 2017 году, но для этого необходимо достичь объёма сбора не менее 20 000 тонн в год.

 

Беларусь не стала Грецией

На что рассчитывали? Отвечают, что организовать работу, как в других странах. Например, в ЕС собирают порядка 70% отработанных масел.

«Нас очень вдохновляет пример Греции, — рассказывает Юрий Соловьёв про середину 2000-х в этой стране. — До введения директивы ЕС по обращению с отходами там не было порядка со сбором масла. Мощности тоже загружали примерно на 10%. В течение 2 лет после выхода директивы уровень сбора и переработки в стране, сопоставимой по населению и территории с Беларусью, достиг 50% от статистического образования отходов».

Но как в Греции, пока не получилось. Возможно, потому что там полностью запрещено сжигание масел. А у нас — разрешено, если есть специальное оборудование.

 

«Продам, но за нал»

С этим аспектом связаны сложности сбора вторсырья.

«Большинство предприятий, у которых образуются отработанные масла, сжигают их в котельных установках с нарушением законодательства, — говорит Дмитрий Могилевский. — Например, я вчера сдавал микроавтобус в ремонт. Спрашиваю: “А где масло?” — “Сжигаем”. — “Что-то печку не вижу”. — “Мы её на лето демонтируем”. Один знакомый руководитель фирмы в Несвиже стал сдавать масло после похода к онкологу с жалобой на боль в горле».

По его мнению, у беларусов нет культуры обращения с этим видом отходов: «Приезжаешь на предприятие любой формы собственности и говоришь: “Продай масло”. — “Хорошо. За нал!” Какие наличные? Мы не работаем по-чёрному! Мы составляем договор».

Появляются лазейки для «серых» скупщиков масла, которые опять же сдают его либо на переработку, либо перепродают для отопления. Проблема касается не только СТО, но и крупных предприятий, в том числе государственных. В Беларуси зарегистрировано только 171 юридическое и физическое лицо, имеющее разрешение на сжигание. Но на деле, как утверждает Дмитрий, их надо исчислять тысячами.

По словам Юрия Соловьёва, порой масло даже добавляется в нефтепродукты для разбавления на заправках.

Если говорить про обычных людей, то отработкой красят садовые деревья и дома от вредителей, нанося на них заодно тяжёлые металлы и присадки.

В колхозах история отдельная: из-за прерывистого финансирования экономят на всём, в том числе на масле.

 

Сбор составляет 23,7% от официального объёма отходов

Вне легального оборота находится примерно половина отработанных масел. Всего в 2015 году было использовано 87 700 тонн масел, а в 2014-м — 114 200 тонн.

Отходы составляют примерно 80-85% от первоначального объёма. Следовательно, в 2015 году образовалось 74 000 тонн так называемой отработки. Но, по данным статотчётности, на предприятиях накопилось около 28 000 тонн масел.

Где ещё 46 000 тонн? Они в технике, что уехала за границу, использованы предприятиями разных отраслей или населением в личных целях. По расчётам Министерства ЖКХ, у владельцев легковых автомобилей образуется 22 000 тонн отходов.

Однако точного количества никто не знает. В 2015 году было собрано 6600 тонн, или всего четверть от общего официального объёма отходов (28 000 тонн).

 

Батарейки убивают ёжиков, а масла — людей

Корни проблемы, как считают в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, в недостаточном контроле госорганов и малой информированности людей. Дмитрий Могилевский объясняет на примере батареек:

«Все знают, что если оставить батарейку в лесу, то убъёшь двух ёжиков. А то, что, вылив капельку отработанного масла в землю, вырастет очередь в онкоцентр, об этом никто не говорит».

1 литр отработанного масла загрязняет 1000 литров грунтовых вод.

 

Решения: контроль, законы и пилотный проект ЕС/ПРООН

Представитель ОО «Экологическая инициатива» уточняет, что пользу принесли бы корректировки законов: можно отслеживать, кто потребляет масла и куда идут их отходы.

Минприроды собирается в декабре 2016 года ужесточить правила обращения с отработанными маслами и правилами использования углеводородов в качестве топлива.

ИООО «ДВЧ-Менеджмент» решило пойти дальше и в 2016 году, заручившись поддержкой программы «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике», финансируемой Европейским союзом и реализуемой Программой развития ООН в РБ, запустило проект «Организация сбора и переработки отработанных масел в Борисовском и Крупском районах Минской области». Его средства направят на развитие завода в Крупском районе и создание одного из «самых крупных промышленных кластеров в стране», как заметил Юрий Соловьёв, — в Борисовском.

В рамках проекта заключат 50 договоров и поставят 70 ёмкостей на предприятия, создадут не менее 4 приёмных пунктов, где частные лица смогут сдать масла и получить деньги. Бочки уже поступили на склад предприятия, а у руководства есть список тех, с кем можно работать, а кто сотрудничать категорически не хочет.

Вопрос: почему вдруг здесь должно всё получиться, если проблема не решается по всей республике?

«Этот проект будет под пристальным вниманием», — отвечает Дмитрий Могилевский и уповает на помощь территориальных органов Минприроды.

Сбор отработанных масел, как следует из слов представителя ОО «Экологическая инициатива», может быть интересен не только бизнесу. Если бы удалось собрать хотя бы 50% от объёма, который находится вне официального оборота (порядка 20 000-25 000 тонн в год), ежегодный прямой экономический эффект от поступления налоговых платежей государству составил бы около 18 миллионов долларов США.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость