Предыстория: как пытались встретиться активисты и власти
В этом городе реализуют европейские проекты и ездят на велосипедах в любой мороз, но при этом до сих пор стреляют собак – такие обвинения можно услышать от жителей города в сторону службы отлова ЖКХ. Чтобы сделать систему гуманее, около двух десятков человек собрались на прошлой неделе в Вилейке на круглый стол по теме бездомных животных.
У этой встречи длинная предыстория. Идея встретиться появилась после случая зимой прошлого года, когда прямо посреди города служба отлова застрелила собаку, а горожане сняли это. Тогда они и сообщество зоозащитников «Хочу домой!» создали петицию против отстрела животных и с просьбой обсудить эту проблему публично.
Они собрали 203 подписи и отправили их в исполком. Исполком отреагировал: отвел, что тот случай с собакой – «исключительный». Осенью была назначена дата круглого стола, но он прошёл незаметно для активистов. Рповещения появились за 2-4 дня в местной газете и на сайте ЖКХ, в то время как активисты искали их на сайте исполкома.
После этого представитель сообщества «Хочу домой!» лично сходил в исполком, чтобы обсудить проблему с животными и участие горожан в её решении. И исполком был за.
Сколько стоит спасти?
Встреча началась с представления всех участников: активисты, ветврачи, глава Совета депутатов, ЖКХ, РОВД и профсоюз… Для регистрации надо было взять с собой паспорт, но модератор и представительница БРСМ Анастасия Чернявская уточнила: несмотря на это, всех пустили.
Первым выступил председатель райисполкома Олег Бегунец. Он отметил, что сам факт такого обсуждения уже шаг вперёд, и спросил, сколько в Беларуси приютов для бездомных животных. БРСМ и активисты отозвались: около 30-50, обычно частные.
«В одной Минской области 118 районов, и [для этого количества] очень маленькая плотность [приютов]», – говорит председатель и добавляет, что организация любого нового выливается в новые расходы и заботы.
«Если мы его поймаем – его нужно постоянно вести, лечить, стерилизовать, – говорит он. – В чём-то готовы помочь бесплатно волонтёры, что-то можно собрать через пожертвования, что-то выделит исполком».
Председатель предложил заняться регистрацией волонтёрской организации и посчитать, сколько будет стоить содержание одного животного. А найти помещение для приюта, по его словам, не проблема.
«Она умирает на глазах»
В Вилейке уже был свой приют, который существовал около года. Им много занимались школьники, взрослые приносили корм и помогали другими вещами – например, утеплили сарайчик для животных и провели туда электричество.
Работу приюта координировало сообщество «Хочу домой». В какой-то момент стало ясно, что для решения мало просто дать всем животным дом: приют никак не решает проблему с нерегулируемым размножением животных на улице. Ккоммунальщики пытаются справиться с этим через отлов и отстрел.
«Если бы была статистика, то – я уверен – более половины отловленных собак принадлежало бы нерадивым хозяевам», – отметил позже владелец собаки и житель Вилейки Сергей Николаевич.
Алексей отмечает: нельзя забывать, что ЖКХ выезжает, когда жители заявляют о проблеме с потенциально или объективно агрессивными бродячими животными. Например, как в деревне Бильцевичи:
«У меня там дача, и были случаи, когда бездомные голодные собаки нападали на домашних коз. Это тоже очень большая проблема для деревень, когда стаями бегают выброшенные хозяевами собаки, предоставленные сами себе», – цитирует газета «Шлях перамогі» участника обсуждения Алексея Михайловича.
«Но все хотят жить в цивилизованном обществе. Не думаю, что кому-то хотелось видеть, как служба отлова достаёт ружьё с ядом и в центре города, днём, стреляет в собаку. А она умирает на глазах взрослых и школьников», – говорит житель города и общественный активист Алексей Сюдак.
Когда откроют доступ к вольерам?
Активисты предлагают сделать отлов и происходящее после более гуманным. Ссылаясь на постановление Совмина о содержании и отлове животных, Алексей Сюдак подчеркивает: отстреливать можно только агрессивных или бешеных собак.
Всех остальных надо отлавливать и содержать гуманным способом не менее 5 суток, зарегистрированных животных с жетоном надо возвращать хозяевам (живыми).
В ответе на петицию весной исполком уверял, что для этих целей есть пять вольеров. Активисты до сих пор не были у них, хотя предварительно договорились об этом ещё в конце 2018 года. Алексей Сюдак тогда делился итогами встречи в исполкоме:
«Мы дамовіліся аб тым, што валанцёры пакідаюць некалькі кантактных нумароў тэлефонаў ў ЖКГ чалавеку, які будзе адказваць за супрацу з намі. Валанцёрам будуць паведамляць пра адлоў жывёл і адкрыюць доступ да вальераў», – пишет он.
Договорённость с номерами не сработала: ещё один отлов-отстрел прошёл, но волонтёрам не позвонили.
Вилейчане заплатили 1519 рублей за животных
Тем не менее, активисты считают, что на круглом столе договорились: животных на улице убивать не будут, а доступ к вольерам всё же появится. И они готовы решать смежные вопросы. Например, о том, как отличить бродячих животных от домашних? По жетончику, который выдают при их регистрации.
Но мало кто регистрирует животных и платит на них налоги:
«Хозяева часто отпускают собаку выгуляться, и та приходит только через пару дней. В районе зарегистрировано 50-70 собак, остальные – нет. Собак же сотни, а то и тысячи», – говорит Сергей Николаевич.
Анастасия Чернявская, модератор, напомнила: у Вилейского района есть собственное решение района депутата и инструкция, где зафиксирована ставка налога на владение собаками, который должны платить жители квартир. Налог составляет 0,3 базовой величины, или чуть более 8 рублей, и эту сумму включают в жировку раз в квартал.
«Там указано: в частном доме собаку надо регистрировать и платить налог за неё не надо, – уточняет она. – Кстати, деньги от уплаты налога идут в местный бюджет».
Как позже отметили представители служб, за прошлый год владельцы 55 собак, живущие в многоэтажках, уплатили в бюджет Вилейки 1519 рублей.
«90% людей даже не знает, что животных надо регистрировать»
Один из участников заметил: сбор налогов относится к работе налоговых органов, а активисты – что за животное без регистрации предусмотрены штрафы. ЖКХ и другие участники рассуждают: проверить регистрацию можно только у собаки на улице, а в квартиру попасть не выйдет, мол, это сложно даже при потребностях МЧС. Кто-то в зале чётко говорит:
«90% людей даже не знает, что собак (и котов – ред.) надо регистрировать… – и зал подхватил: – Месяц-два нужно заниматься информационной деятельностью».
«Трэба зрабіць нармальную інфармацыйную кампанію і патлумачыць людзям, навошта рэгістраваць жывёл і куды пойдуць грошы: што знойдзеную жывёлу не застрэляць, а патэлефануюць і аддадуць вам», – говорит активист Павел Хованский.
Итоги: в мае будет следующая встреча
Активисты предложили провести информационную кампанию до мая и параллельно решать вопрос с приютом. Они надеются, что работу приюта получится финансировать в том числе из налогов.
«Требуя от сотрудников ЖКХ не стрелять, я хочу потребовать от жителей города зарегистрировать своих животных», – говорит Алексей и добавляет, что волонтёры обязуются помочь с содержанием отловленных животных и уходом, делать их фото и искать хозяев.
Вероятно, скоро зоозащитная организация в Вилейке будет зарегистрирована: сделать это предложил председатель исполкома, а Алексей Сюдак попросил исполком помочь разобраться, как лучше это сделать и как открыть благотворительный счёт.
Активист и юрист Максим Тихонов предложил использовать для сбора денег площадку «Талака», а для работы по проблеме – создать рабочую группу.
«Трэба зменшыць колькасць бадзяжных жывёлаў і стэрылізаваць іх», – предложил он следующий этап.
После встречи активисты подвели итоги: следующие два месяца вместе с ЖКХ они будут заниматься информационной кампанией по регистрации и недопустимости самовыгула. В мае они ожидают ещё одну встречу.
Если вы активный житель Вилейки и хотите изменить свой город к лучшему – присоединяйтесь к Вилейскому чату конструктивных изменений в telegram