22.06.2016 / 17:06

Знаем ли мы, сколько в Минске деревьев? Лишь примерно. Карт в открытом доступе нет, а те, что предназначены для служебного пользования, весьма приблизительные: точны где-то на 50%. Кампания «Городской Лесничий» предлагает картировать зелёные насаждения в городах Беларуси, причём не только собирать данные о породе и возрасте, но и добавить е-мейл деревьев и информацию о самых красивых из них.

Деревья в Серебрянке, вырубленные для строительства магазина. Июнь 2016 г.

 

 

Посадить деревья, а потом спилить — это вполне в духе Минска. Чтобы отслеживать, что происходит с нашими зелёными насаждениями, видеть влияние автомобилей и планировать на будущее, «Городской Лесничий» предлагает всем желающим присоединиться к картированию в беларусской столице и других городах.

 

«Почему немцы планируют на 10-15 лет, а мы не можем?»

«Нам понравилось, как это делается силами общественности в Мельбурне», — рассказывает координатор кампании Игорь Корзун. В этом австралийском городе есть ресурс, где размещают информацию, собранную общественностью.

Каждое дерево, помимо биометрической информации, имеет свой е-мейл, куда можно написать о чём-то важном: повреждениях, обрезке или удалении.

Но корни идеи находятся в Берлине. Это один из самых успешных городов Европы в плане озеленения. Силами муниципалитета его целиком картировали ещё в 1920-е годы. Карта был настолько подробной, что на ней отмечали не только все деревья и кусты, но и клумбы с указанием однолетних растений, произраставших в последние годы.

«Часть этого достояния была утрачена, и ревизию приходилось делать не раз, но дальнейшая работа по озеленению города отличается на порядок», — объясняет Игорь.

Картирование позволяет планировать работу на десятки лет вперёд: анализировать, как повлияли на озеленение изменения в промышленности, транспортной системе и ряде других сфер, учитывать их на перспективу, чтобы через 10 лет город был таким же прекрасным. Это позволяет не тратить лишних денег: не сажать деревья там, где они не вырастут.

«Почему немцы планируют на 10-15 лет, а мы не можем?» — задаёт «Городской Лесничий» риторический вопрос.

Парк в Берлине
Парк в Берлине

Неизвестно, разделят ли госорганы энтузиазм кампании, но, по крайней мере, у активистов есть шанс.

Пока же, по словам Игоря, ситуация с планированием не обнадёживает. Часть парков и скверов отдаётся под застройку. Северная часть парка Дружбы народов уже 5 лет представляет собой брошенную стройплощадку. Котлован по улице Богдановича постигла та же судьба, сквер «Котовка» чудом избежал этой участи.

Сквер «Котовка», май 2016 г.
Сквер «Котовка», май 2016 г.

 

Статистическая компенсация

Когда деревья вырубают, вместо них осуществляются компенсационные посадки.

«Но озеленение города не происходит, хотя по статистике всё хорошо: каждый год у нас сажают таким образом около 4500 деревьев. А что происходит с ними в дальнейшем — информации нет», — подчёркивает Игорь Корзун. По его мнению, случалось, что через 3-5 лет такую территорию отдавали под застройку, и деревья снова вырубали.

Бывает и по-другому. Компенсационные посадки требуют пространства, которое легче всего найти у МКАД. С ней же граничат все минские районы. Получается, что зелень сажают на окраине, а не там, где её вырубили.

«А центральная часть города постепенно теряет озеленение», — делает вывод Игорь.

 

Сколько стоит взрослое дерево?

Но горожане имеют право решать, потому что коммунальные территории содержатся за счёт их налогов. Но пока они теряют свои деньги, которые идут на вырубку, посадку, уход и очистку воздуха вместо деревьев. Теряют деньги владельцы недвижимости: зелёные насаждения рядом существенно влияют на цену объекта.

Например, экосистемные услуги части территории парка 50-летия Октября, деревья на которой предполагается удалить для строительства футбольного стадиона, оцениваются примерно в 1 млн долларов. Это только экосистемные услуги, без подсчёта затрат на посадку парка и его благоустройство, которые уже были сделаны на протяжении последних 40 лет.

Методикой оценки владеют учёные из Национальной академии наук и университетов, а развитие рынка экосистемных услуг предусмотрено Национальным планом действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2016-2020 годы и Стратегией по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия.

«Методики всем доступны, — считает Игорь Корзун. — И за не самые большие деньги специалисты могут рассчитать стоимость таких услуг для той или иной территории».

Но пока нет достоверной информации, горожанам сложно донести властям, что они терпят ущерб.

 

Что будет на карте?

Чтобы она появилась, «Городской Лесничий» запускает перманентную кампанию. В её рамках горожане смогут картировать приглянувшиеся им участки.

Карта находится на сайте «Городского Лесничего», но она только начала наполняться информацией. Там указаны деревья, зелёные зоны, а также места, где производился топпинг в 2016 году. Позже появятся другие слои: информация о повреждениях в результате работы с техникой (тракторов, триммеров и т.д.), карта приживаемости саженцев.

Добавится и радостная информация: деревья возрастом больше 100 лет, насаждения, имеющие историко-культурную ценность, точки в городе с хорошей панорамой и скамейками.

 

Повально повреждены триммерами

У кампании уже есть первые новости: «В процессе картирования мы обнаружили проблему, — рассказывает Кирилл Кудравец, участник кампании «Городской Лесничий». — За Национальной библиотекой 90 из 120 деревьев были повреждены триммерами. Это молодые насаждения, и карта позволит отследить, смогут ли они нормально развиваться после этого».

Результатом работы инициаторы видят актуализацию проблемы: «Наши планы — чтобы через год эта тема была на слуху и какой-нибудь портал написал: «Ученики 10 класса вместо урока биологии вышли картировать небольшой сквер», — делится Игорь Корзун.

 

Как поучаствовать в картировании?

Чтобы поучаствовать, нужно связаться с активистами кампании или самому ознакомиться с рекомендациями на сайте. Доступны также инструкция и готовится определитель пород деревьев.

Есть возможность прийти на мастер-класс, который будет проводиться для 5-10 человек (по заявкам). Потом горожанин сможет действовать самостоятельно: его информацию проверят, при необходимости — уточнят.

В заключение стоит добавить, что методики картирования стремятся сделать максимально простыми, а сам процесс не займёт много времени: нанести на карту деревья в своём дворе можно за час-полтора.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость