24.02.2017 / 14:02

Завершились общественные обсуждения проекта Указа президента Беларуси «О схеме Национальной экологической сети». На заседании межведомственного совета по реализации Конвенции о биоразнообразии подняли спорные вопросы, возникшие при её формировании.

 

В Национальную экосеть вошли 88 природных объектов

Национальная экологическая сеть представляет собой систему природно-территориальных комплексов со специальными режимами охраны и использования. Её предлагается создать из зон ядра, экологических коридоров и охранных зон, которые включают отдельные функционально взаимосвязанные особо охраняемые природные территории (ООПТ) и природные территории, подлежащие специальной охране. Зоны ядра обеспечивают сохранение всего разнообразия ландшафтов и экологических систем, мест обитания и произрастания видов животных и растений. Коридоры экологической сети создают возможности для распространения и миграции видов растений и животных. Охранные зоны ограждают важнейшие экологические системы от потенциальных рисков.

Схема содержит информационную и картографическую части. Информационная часть включает наименование элементов экологической сети, их расположение, планируемые мероприятия. Картографическая — карту Национальной экосети, отображающую её элементы, их границу и карту-врезку с указанием ее места в общеевропейской экосети. Там же находится карта экосети по регионам Беларуси (северной, центральной, южной части).

  • В подготовленный проект схемы вошли 88 объектов общей площадью 3,46 млн га (16,6% от территории страны): 49 ядер, в том числе 14 ядер международного значения, 18 — национального и 17 — регионального, 32 экологических коридора, в том числе 6 коридоров европейского значения, 19 — национального и 7 — регионального, 7 охранных зон.

По словам ведущего научного сотрудника сектора заповедного дела Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Натальи Юргенсон, наибольшие по площади части элементов экологической сети расположены в долинах Припяти, Днепра и Западной Двины.

Согласно закону, элементами Национальной экосети могут стать природные территории, подлежащие особой или специальной охране. Если ООПТ у читателя находится на слуху, то о термине «природные территории, подлежащие специальной охране» упоминается в прессе редко, поэтому разъясним.

Специальной охране подлежат зоны отдыха и курорты, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоёмов, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные леса. Под таким типом охраны находятся типичные редкие природные ландшафты и биотопы, верховые болота, места обитания диких животных и произрастания дикорастущих растений, внесённых в Красную книгу, а также природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки или миграции диких животных.

Наталья Юргенсон на переднем плане
Наталья Юргенсон на переднем плане

Схемы коридоров и режимы экосети уже согласованы с органами районного и местного управления. Кроме того, в рамках экосети выделены места произрастания редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, места обитания охраняемых видов животных, а также типичные редкие биотопы. Соответственные документы направлены в территориальные органы Минприроды для передачи их под охрану землепользователям.

Для Национальной экологической сети предусматриваются мероприятия по развитию, формированию и функционированию её элементов, которые в том числе включают создание 25 водно-болотных заказников местного значения в поймах рек для охраны мест миграционных скоплений птиц общей площадью около 3600 га.

 

Экосеть позаботится о миграции животных

Национальная экологическая сеть станет неприкасаемым естественным коридором для миграции диких животных. В рамках неё будут реализованы мероприятия, решающие проблемы с их расселением и миграцией. В 2016 году специалисты Научно-практического центра по биоресурсам проанализировали возникающие в пределах коридоров Национальной экологической сети миграционные трудности и дали рекомендации, как с ними справиться.

«Для анализа были выбраны наиболее изученные группы животных: птицы, рыбы, земноводные и копытные. Выводы следующие: на территории Беларуси отсутствуют географические преграды для птиц. Во время сезонных миграций основными местами скопления водно-болотных птиц служат участки у пойм рек, вдоль береговых линий водоёмов, крупных озёр, водохранилищ и открытых болот.

В Беларуси 13 проходных видов рыб. Для миграции на большие расстояния они предпочитают крупные реки, которые при появлении на них искусственных препятствий затрудняют передвижение либо делают его невозможным.

Миграции наземных позвоночных животных препятствуют элементы транспортной инфраструктуры. Некоторые автомобильные и железные дороги с интенсивным движением, а уж тем более с искусственным ограждением, встают на пути земноводных и копытных животных», — рассказала биолог.

Места пересечения миграции этих животных с коридорами экосети предложено рассматривать как потенциальные для проработки детальных схем миграционных коридоров и разработки специальных переходов (экодуков) для копытных и земноводных или рыбопроводящих сооружений.

«Это высокозатратные мероприятия. И, может быть, учитывая сложную экономическую ситуацию в Беларуси, они преждевременны. Но можно подобрать и более экономный вариант: вместо экодуков разработать простые конструкции. Однако и их необходимо рассмотреть с заинтересованными ведомствами и министерствами на этапе согласования экосети. Предварительное обсуждение с Министерством транспорта и коммуникаций было неутешительным: оно против таких мероприятий», — отметила Наталья Юргенсон.

Ученые также столкнулись и с другим препятствием. В нашей стране нет практики выделения типичных и редких ландшафтов, придания им статуса территорий, подлежащих специальной охране. Нет такой практики и при выделении территорий для размножения, нагула, зимовки и миграции диких животных. Ведущий научный сотрудник сектора заповедного дела предложила решить эту проблему, разработав механизм выделения таких территорий. Быть ли подобному проекту, решать Минприроды.  

В ходе обсуждения директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский обратил внимание разработчиков, что во время формирование сети необходимо помнить об изменении климата и сдвижении ареала обитания и произрастания на север:

«В этой связи очень важна экологическая сеть, коридоры которой будут вести на север, чтобы виды могли естественно передвигаться. Они не могут «перепрыгнуть» в наиболее благоприятное место в отдалении, поэтому будут просто исчезать там, где сейчас есть».

 

Большинство предложенных НГО природных территорий вошли в экосеть, но не в качестве ядер

Информация о проведении общественных обсуждений проекта данного указа появилась на сайте Минприроды 25 января 2017 года. Замечания и предложения принимались вплоть до 6 февраля. Коалиция крупнейших в стране экологических НГО, в числе которых Товарищество «Зелёная сеть», передали разработчикам документ «Предложения по оптимизации национальной экологической сети Республики Беларусь», где изложили свои предложения и комментарии к проекту указа.

Экологические организации предложили дополнить национальную экологическую сеть 32 природными территориями, соответствующими критериям для выделения ядер, и реорганизовать некоторые ядра экосети.

В число таких территорий вошли:

  • болото Топило (заказники «Букчанский» и «Топиловское»),
  • долина нижней Припяти (часть территории заказника «Алес»),
  • Гусацко-Луковское (заказники «Гусак» и «Луково»),
  • Дивин-Великий Лес (часть территории заказника «Дивин — Великий Лес») и другие.

С полным списком выдвинутых территорий можно ознакомиться по ссылке.

«Наши предложения касались включения территорий в качестве ядер, а не экологических коридоров. Они значительно отличаются по режиму охраны. Для их оценки использовались критерии, указанные в Постановлении Совета министров РБ от 12 ноября 2014 года №1066 «О внесении изменений и дополнения в Постановление Совета министров Республики Беларусь от 26 ноября 2010 года №733». Все предложенные в качестве ядер территории соответствуют необходимым критериям — совпадения 4 и более. В частности, к ядрам национальной экосети предложено отнести большинство соответствующих критериям ядер объектов "Изумрудной сети", а также некоторые ООПТ республиканского и местного значения, — пояснил председатель Брестского областного отделения АПБ Андрей Абрамчук. — Как в контексте создания национальной экологической сети, и особенно в контексте её интеграции в общеевропейскую экологическую сеть, важнейшим является включения в зоны ядер национальной экосети абсолютного большинства территорий, образующих "Изумрудную сеть" в нашей стране. Изумрудна сеть в Европе, наряду с сетью «Natura 2000», является основой для создания общеевропейской экологической сети».

Наталья Юргенсон подчеркнула, что 20 из 32 предложенных территорий уже включены в экосеть, пусть не как ядра (как хотели бы экологические организации), а коридоры и охранные зоны. Общественность об этом не знала из-за того, что в таблице они не перечисляются, а предполагаются как часть национальной экосети. К примеру, предложенная для рассмотрения долина Березины уже является частью Березинского коридора.

«Но часть объектов не имеет связи с экосетью. Общественные организации предлагают добавить в сеть территории особого природоохранного значения (ТОПЗ), которые являются элементами "Изумрудной сети", но не имеют официального статуса ООПТ в нашей стране, что в юридическом смысле невозможно.

Конечно, плохо, что в Беларуси две разные экосети. При разработке логичнее было бы работать сообща, чего, увы, не произошло. Разработчики "Изумрудной сети" к нам не обращались. Но это вопрос к специалистам, принимающим решения, почему не организовали работу», — отметила Наталья Юргенсон.

Восемь предложений разработчики приняли, часть отвергли, а оставшиеся предлагают обсудить в ближайшее время с экологическими НГО.

 

А где же перспективные?

Стоит обратить внимание и на еще один момент. В соответствии с Постановлением Совета министров РБ от 26 ноября 2010 г. №1733 в схему Национальной экологической сети включаются мероприятия по её формированию и развитию, которое возможно путем включения в неё перспективных элементов. Перспективные территории не относятся к природоохранным, но после принятия соответствующих решений государственными органами приобретут такой статус и могут выполнять функцию ядра, экологического коридора или охранной зоны. Кроме того, в постановлении отмечается, что схема включает карту Национальной экологической сети, отображающую её элементы, в том числе и перспективные. Однако, судя по представленной на общественное обсуждение схеме Национальной экосети, перспективные элементы в неё не внесены.

«Мы сейчас создаем экосеть, но, насколько я понимаю, не меняем режимы охраны территорий. Таким образом, преуменьшаем её значение. Но в Законе «Об охране окружающей среды» в части Национальной экосети заявлена иная цель: сформировать необходимые территории для миграции животных. В нынешнюю схему не включаются перспективные элементы, которые в будущем могли бы согласовать. И без них элементы экосети остаются не связанными», — обратил внимание директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Александр Винчевский.

Кстати, территории «Изумрудной сети», если те обладают статусом территорий международного значения, но не являются территориями особой или специальной охраны, также могут быть включены в схему в качестве перспективных.

Так как схема Национальной экологической сети сформирована и согласована, замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Игорь Качановский предложил работать с тем, что есть.

«А дальше будем рассматривать предложения. Появится уникальный объект — придадим ему статус. Соберём перечень таких объектов — добавим в сеть. При этом должны согласовано работать схемы ООПТ и Национальной сети», — отметил он.

Автор:
Фотограф:
ekapraekt.by, скриншоты презентаций
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость