28.06.2017 / 13:06

Солнечная панель одна, вторая, четыре, в ряд, очень много рядов... 22 000 панелей — это целое море кремния и бесконечные стойки, уходящие вдаль. На 6-мегаваттной солнечной станции обычно просто шуршит ветер и ровным счётом ничего не происходит. Мерное постукивание перкуссии, переливчатый звук аккордеона и замысловатое бормотание гитары — совсем новые звуки для режимного объекта. И звучат они здесь неслучайно.

Микшерский пульт, комбик, электрогитара и макбук звукорежиссёра — не питали ещё более странной нагрузки модули солнечной станции под Мяделем. Пока батареи напряжённо отдавали ток на преобразователи, решая энергетические задачи района, смесь современной экспериментальной музыки (джаза, фолка, нойза) группы «Port Mone» служила не совсем обычной для музыкантов задаче.

— Показать проблематику с одной стороны, а с другой — популяризировать возобновляемые источники энергии, — объясняет сложную задумку аккордеонист Алексей Ворсоба.

В 2014 году трио решило отказаться от студийных стен и записало успешный альбом «Thou» прямо в лесу. Музыканты пошли дальше. Развитием темы стал проект о записи альбома только от возобновляемых источников энергии, а именно, от ветра и солнца.

Солнечная электростанция мощностью 5,8 мегаватт была построена компанией «Modus еnergija» на месте свалки, возле деревни Рудошаны (Нарочский сельсовет). Объём инвестиций — 10,6 млн долларов. Занимаемая площадь — 14 га. Производительность объекта — свыше 6 млн кВт⋅ч электроэнергии ежегодно.

— Первая реакция: а что, есть разница по звуку? — рассказывает бас-гитарист Алексей Ванчук. — Понятно, что её нет. Только в эмоциональном плане, когда осознаёшь, как это всё взаимодействует, играешь совсем иначе. Вторая реакция — это безоговорочное «вау, ничего себе, это возможно!». Понятно, что можно делать всё по-другому, проще. Но сам факт этого жеста…

— Сложности повышают важность! — философски добавляет аккордеонист Алексей. — Если уж возможно это, то какие-то более мелкие шаги [в плане возобновляемой энергетики. — Прим. автора] точно реальны.

Задача явно обозначить присутствие солнца на аудиозаписи вряд ли решаема, а вот с ветром всё наоборот: он часто «бракует» звук с микрофона, процесс записи приходится вплетать в непредсказуемые затишья стихии. Впрочем, мягким дуновениям место в альбоме найдётся.

На фото слева направо — бас-гитарист Алексей Ванчук, перкуссионист Сергей Кравченко, аккордеонист Алексей Ворсоба
На фото слева направо — бас-гитарист Алексей Ванчук, перкуссионист Сергей Кравченко, аккордеонист Алексей Ворсоба

— Птицы, воды, ветряки… — продолжает мысль Алексей. — Это, скорее всего, такие артефакты, которые придают документальность. Пространство — это одно из средств выразительности. Мы выступаем, слушая, что происходит вокруг, как работает ветер, стараемся взаимодействовать со стихией, и это очевидно. Но наше присутствие, оно такое… не аудиальное скорее.

Альбом, записанный под ветряками и среди солнечных панелей, будет сводиться примерно в сентябре. После чего в копилке сторонников чистых источников энергии кроме таблиц и графиков с сухими цифрами появится лёгкий и мелодичный аргумент. Работающий на самом высоком уровне восприятия. Где всё зыбко, неясно, неопределённо, но совершенно возможно.  

Автор:
Фотограф:
Фото и видео Дениса Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость