01.02.2016 / 15:02

Спустя полтора месяца после заключения в Париже исторического соглашения по климату в Минске состоялся круглый стол, который ставил своей задачей проинформировать различные министерства о новом всемирном климатическом договоре и принятых Беларусью в рамках него обязательствах. Всем учреждениям был дан чёткий посыл: это касается не только Минприроды, но и каждого ведомства в отдельности, и лишь совместными усилиями можно достичь результата.

Только вместе!

Беларусь как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата обязалась не превысить объём выбросов парниковых газов на 72% от уровня 1990 года, не считая их выделения в таких секторах, как землепользование и лесное хозяйство. Учитывая разнородность источников выбросов парниковых газов в стране, добиться выполнения обязательств Парижского соглашения можно только с привлечением соответствующих министерств.

— Здесь присутствует межведомственная рабочая группа, которая включает представителей тех ведомств, которые будут совместно с Минприроды реализовывать направления, установленные на государственном уровне, — подчеркнул министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто.

Андрей Ковхуто
Андрей Ковхуто

Отметив присутствие представителей министерств энергетики, сельского хозяйства, промышленности, иностранных дел, он обозначил необходимость выработки совместных мер по сокращению выбросов парниковых газов.

Программа развития ООН в Беларуси играет большую роль в реализации множества программ, в том числе связанных с экологическими вопросами. На данный момент совместно с ПРООН наша страна реализует 8 проектов, касающихся окружающей среды. В планах — ещё 4. Выступая на открытии мероприятия, Санака Самарасинха, представитель ПРООН в Республике Беларусь, отметил важность интеграции всех мероприятий по борьбе с изменением климата в конкретные программы и планы развития.

Санака Самарасинха
Санака Самарасинха

— Меры по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата — это дело каждого из нас. Нельзя сидеть на диване и говорить, что это вопрос правительства. Это должно касаться всех — как на национальном, так и на местном уровне, как организаций гражданского общества, так и частного сектора, — подчеркнул Санака Самарасинха.

Посол Франции в Беларуси Доминик Газюи заметила: нашей стране есть, что предложить миру в области технологий охраны окружающей среды.

Доминик Газюи
Доминик Газюи

Особо была отмечена роль НГО на климатическом саммите: «Без мирового сообщества, без неправительственных организаций, без гражданского общества Парижское соглашение никогда не увидело бы свет», — добавила она.

— Республика Беларусь в сотрудничестве с ЕС разработала две масштабные программы: первая — по развитию «зелёной» экономики, вторая — по мониторингу качества атмосферного воздуха, — сообщил менеджер программы «Окружающая среда» представительства ЕС в Беларуси Филипп Бернард. — Общий объём средств выделяемых на обе программы составит 26 миллионов евро, они внесут важный вклад в борьбе с изменением климата. Сейчас мы находимся на такой стадии, когда невозможно эффективно реализовать эти программы усилиями исключительно делегации Евросоюза и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среду Республики Беларусь. Поэтому мы рассчитываем на поддержку различных отраслевых ведомств и организаций, ПРООН и отдельных стран Евросоюза. Надеемся, что их опыт и ресурсы помогут нам достичь эффективных результатов.

Начальник отдела регулирования воздействия на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды Андрей Пилипчук углубился в проблематику методологии оценки источников выделения и поглощения парниковых газов.

Андрей Пилипчук
Андрей Пилипчук

— Эти источники не так однозначны, как хотелось бы. С одной стороны, болота поглощают СО2, а с другой — они сами являются источниками выбросов (например, метана — прим. Зелёного портала). Вопрос в том, какие это болота, в каком они состоянии, как происходит процесс заболачивания? Здесь важно учесть вклад деградированных почв, пойменных лугов, лесов, устойчивого земледелия… 

На данный момент механизм международной торговли квотами уже не работает, но можно создать его подобие на внутреннем рынке. Объектом торговли в этом случае будет объём добровольного сокращения выбросов парниковых газов. Если в стране создана система сертификации и продажи таких добровольных сокращений, можно получить дополнительные средства (в случае соответствия процедурам).

В принципе, если мы сформируем хороший внутренний рынок, наш опыт можно передавать и распространять на весь ЕврАзЭС, — считает Андрей Пилипчук.

 

Парижское соглашение — это экономика

Приводя результаты первичной оценки Парижского соглашения применительно к законодательной практике Беларуси, доцент кафедры гражданского права юридического факультета БГУ Елена Лаевская отметила, что в целом соглашение не противоречит законодательству страны.

— Многие полагают, что Парижское соглашение преследует некие экологические цели. Такая заточенность на экологическую тематику, иногда на уровне принятия решений, приводит к не совсем правильным выводам, поскольку отсекает роль других министерств (экономики, сельского хозяйства) как участников процесса. Повторяю: Парижское соглашение прежде всего об экономике. О том, как экономика, бизнес, местные сообщества будут жить в данный период, и какие методы и средства станут использовать для достижения тех амбициозных планов, которые уже обозначены и которые будут пересматриваться.

Елена Лаевская
Елена Лаевская

По мнению Елены Лаевской, влияние нового климатического договора на все страны будет значительным, даже если они и не утвердят его. Особое внимание специалист обращает на скорое появление дорожной карты развития экономики Евросоюза как один из пунктов принятого документа:

— Предположим, мы не захотим ратифицировать Парижское соглашение, скажем: “Оно нам не нужно», в таком случае мы будем плестись в хвосте самых неразвитых стран. Потому что наши экономические, политические институты, бизнес-установки не адаптированы к новым условиям.

А значит, наши товары, технологии окажутся никому не нужны, так как и европейские, и азиатские, и африканские рынки в настоящее время рассматривают климатический компонент как основу для развития собственной экономики. Это нужно чётко понимать.

 

Технологии плюс адаптация

О важности стимулирования внедрения современных технологий упомянул и Сергей Никитин, руководитель проекта ЕС/ПРООН:

Внедрение современных технологий повышает конкурентоспособность беларусской продукции на мировых рынках. Всё идёт к тому, что рано или поздно передовые страны начнут ограничивать импорт товаров, которые выпускаются с использованием грязных технологий или технологий, при которых выбрасывается больше парниковых газов, чем в среднем по странам. Для того, чтобы не остаться в хвосте, нам обязательно нужно стимулировать внедрение современных технологий! — убеждён эксперт.

При разработке национальных обязательств по выбросам парниковых газов учитывалось развитие возобновляемых источников энергии, прогресс промышленности, повышение энергоэффективности и рост ВВП. Принятый показатель выбросов в 72% от уровня 1990 года является безусловным, не предполагающим использования международных механизмов углеродного рынка. На ближайшие 5-7 лет в Беларуси прогнозируется рост выбросов по всем основным отраслям, кроме энергетики. Причём самого большого скачка следует ожидать в секторе отходов. 

Поскольку изменение климата — процесс неизбежный, важную роль играют мероприятия по адаптации отраслей народного хозяйства. В докладе сотрудников отдела международных проектов БелНИЦ «Экология» Ивана Наркевича и Дмитрия Мелеха рассмотрели особенности адаптации для сельского и лесного хозяйств страны. Предстоит ещё многое сделать для разработки мер адаптации и в других сферах, например в городах.

 

Бесплатный экспертный резерв

Представитель Товарищества «Зелёная сеть» Анастасия Бекиш, как и положено представителям «противных общественных организаций, которые бьют по больным местам», обратилась к практике внедрения программ модернизации и сокращения вредных выбросов. Упомянув недавнее заявление главы Сбербанка Германа Грефа о конце нефтяного века, она подчеркнула необходимость изменений.

Анастасия Бекиш
Анастасия Бекиш

«Мы сильно привязаны к России. Поэтому или мы делаем серьёзную перестройку, или скатываемся на глубокое дно», — заявила эксперт.

Отметив тенденцию перехода стран Персидского залива, ранее традиционно ориентирующихся на добычу нефти, на развитие возобновляемых источников энергии, Анастасия ставит вопрос ребром:

«Понимание того, что низкоуглеродная экономика — это единственный вариант развития мировой системы, уже есть у всех. Однако насколько в нашей стране на политическом уровне это понимание присутствует? Все планы и ожидания от Парижского соглашения могут быть только вместе с коренной перестройкой экономики и энергетической системы. Если такого политического понимания не будет, вряд ли мы успеем догнать поезд, который уходит очень быстро».

Учитывая малое количество экспертов в области изменения климата и трудности с их обучением, Анастасия напомнила, что НГО — это бесплатный экспертный резерв государства. Ресурсы для своей деятельности общественники находят сами, а вот дать доступ специалистам к работе в больших проектах — это уже роль государства.

По её словам, общественные организации Беларуси имеют согласованный план, который включает несколько основных направлений. Одно из ключевых — сотрудничество с государственными органами. Сюда входит информирование, которое влияет на простых людей («климатических скептиков»). Мобилизация локальных групп призвана активировать действия самих граждан в области, связанной с изменением климата (например, энергосбережение). Особое внимание будет уделено развитию экспертного потенциала как среди НГО, так и государственных органов. Предполагается создание программы стажировок, совместного обучения, включая получение передового опыта за границей, для его применения в Беларуси.

 

Долгий путь к 1,5 градусам

Подписание Парижского соглашения во всём мире восприняли со вздохом облегчения. Однако это лишь начало большого пути. После фиксации национальных обязательств Беларуси предстоит разработать программы по снижению выбросов СО2 и адаптации к изменению климата, усовершенствовать законодательную базу, внедрить углеродный налог и внутренний рынок квот, улучшить формы отчётности. И всё это потребует взаимодействия разных министерств, ведомств и НГО. Первые шаги по координации сделаны, но, чтобы «успеть на поезд» и быть конкурентоспособными на мировом рынке, придётся немало потрудиться.

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость