06.05.2018 / 22:05

Иметь чистую воду – это о правах человека, а подход к управлению, основанный на правах человека – human rights based approach – должен сменить теперешний, при котором общество и государству существуют отдельно.

Думали, что вода испортится потом, а оказалось – нельзя пить сейчас

Жители Полочан и Хожево, двух деревень в Молодечненском районе, пьют воду из колодцев. Вода из водопровода для них не вариант: «ржавая» по цвету, на вкус и судя по количеству ломающейся бытовой техники.

Рядом с деревнями запланировали строить свинокомплексы, и правозащитники предложили проверить качество питьевой воды, чтобы видеть в динамике, ухудшат ли они ситуацию. Случайно оказалось, что и до свинокомлексов с водой были большие проблемы.

В воде из колодцев в несколько раз превышена допустимая концентрация нитратов. Согласно замерам с помощью оценочных тестовых полосок, концентрация нитратов колеблется от 45 до 250 мг/литр: это в разы больше, чем в ближайшей речке, и намного выше допустимых норм.

Теперь вопрос с питьевой водой здесь – одно из дел, которым занимается Белорусский Хельсинкский Комитет. На этом примере правозащитник и глава Белорусского Хельсинкского Комитета Олег Гулак обсудил с Зелёным порталом, как работает подход, основанный на правах человека.

Фото - racyja.com
Фото - racyja.com

Правозащитники озвучили проблему государству, и выяснилось, что сейчас решения нет. Возможно, к 2020 году рядом с Полочанами построят станции обезжелезивания, но до этого вопрос подвис...

 

Не жертвовать группой людей ради общего интереса

Еще раз: проблему с водой в Полочанах и Хожево случайно вскрыли правозащитники. А могли бы местные власти и инвесторы, разрабатывая проект свинокомплекса, сами задумались о том, какое влияние новый объект окажет на людей.

Ситуация, скорее всего, развивалась бы иначе: местные власти и, возможно, инвестор могли бы первыми предложить решение, это бы снимало градус недовольства.

При этом понятно, что государству нужно производство мяса, но у живущих рядом людей есть права на чистый воздух и воду. Это же выгодно и государству: меньше расходы на здравоохранение, выше эффективность труда, выше лояльность к существующей власти…

Идея в том, что ради общего интереса нельзя пожертвовать принципиальными для какой-то группы людей правами. Но при этом есть несколько сложных моментов:

  • нужно вовремя увидеть, чьи права и как могут быть нарушены, не упустить из виду права какой-нибудь малозаметной группы
  • нужно уметь найти различить права человека, которые должны быть обеспечены, и его частный интерес, потому что не секрет, что людские желания могут быть бесконечными.

Подход, основанный на правах человека, – human rights based approach – позволяет это сделать.

 

Слепой без интернета должен говорить

Что имеется в виду, когда мы говорим про малозаметную группу? Вспомним  ситуацию, которая недавно была на обсуждении нового здания в Минске.

«Вы ж дали объявление [об общественном обсуждении] вчера!» – вступил пожилой мужчина. – «Неправда, давно», – ответили ему из президиума. – «Не все ж в интернет ходят!»

Люди в возрасте, малообеспеченные, люди с серьезной инвалидностью не всегда ходят в интернет. Если мы начнем распространять информацию и собирать обратную связь только в интернете, мы получим информацию только от продвинутых и активных, но не увидим тех, кому реально нужно помочь.

А вот другой пример. В российском Кирове по японским технологиям перестраивали работу поликлиник. Одно из решений – нанести на пол разноцветные линии, ведущие к разным кабинетам. Бабушкам, которые часто видят не очень хорошо, такая навигация сильно упрощает жизнь. А в совокупности все эти решения не только облегчают положение пациентов и врачей, но также помогают избежать очередей, недовольства и рационально тратить деньги.

Human rights based approach – это и видение, как должен развиваться тот или иной проект, и набор конкретных инструментов, помогающих вести проект в нужном русле.

Условно говоря, в каждом проекте, от организации городского праздника до строительства нового завода, должен быть чек-лист с пунктами, на которые надо обратить внимание: как мы учтем права сельских граждан, молодых родителей, пожилых людей. Но понятно, что ни одним чек-листом не охватить все детали, поэтому еще должна быть общая философия: речь не об освоении ресурсов, а об эффекте для общества и конкретного человека.

 

Не только ПДД написаны кровью

При реализации любого проекта найдутся недовольные, и обсуждаемый подход позволяет определить, где права человека, а где его частный интерес.

Почему мы смотрим здесь на права человека как на некое абсолютное мерило? Знаете, как говорят, что правила дорожного движения написаны кровью? Так же написаны и права человека. Первый современный документ в области прав человека – Всеобщая декларация прав человека – появился как результат опыта людей во Второй мировой войне. В тексте так и сказано: пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества. Мы потеряли в этой войне каждого четвертого, и наш опыт просто колоссальный.

Права человека – это своего рода щит, который должен защищать маленького человека от большой системы, например, государства. Мнения о том, что «настоящие» права человека только те, что лежат в плоскости гражданско-политических: право на личную неприкосновенность, убеждения, суд – звучат до сих пор.

Но при этом даже в тексте Всеобщей декларации, например, зафиксировано право на жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья. Все современные документы в области прав человека основаны на неразрывной связи социально-экономических и гражданско-политических прав.

И сейчас, при разработке и реализации проектов нужно просто обращаться к фундаментальным документам в области прав человека и документам, которые их трактуют.

Вернемся к истории с водой в Полочанах. Еще в 1973 году Беларусь присоединилась к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах.  В пакте сказано, что все участвующие государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. В Замечаниях общего порядка договорных органов по правам человека разъясняется: «наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья включает в себя в том числе доступ к безопасной питьевой воде».

Вот так документы в области прав человека помогают нам увидеть, что в Полочанах у людей не какие-то необоснованные интересы и заоблачные требования, а права человека, которые нужно обязательно защитить.

 

Рознятся ли интересы общества и государства?

Нет привычки видеть отдельного человека за массивным проектом, причем у всех сторон:  у государства, бизнеса, иностранных доноров.

На инфраструктурные проекты в Беларуси уходит много денег доноров, а основной их получатель – государство. Но когда спрашиваешь у доноров, связаны ли они в работе с правами человека, они отвечают: «Нет, мы делаем конкретные вещи».

Так же работает логика многих госорганов. Например, в «Концепции национальной безопасности РБ» подчёркивается, что нужно соблюдать баланс интересов государства и общества. Как же так, у нашего государства не всегда те же интересы, что и у общества?

Та же логика с тунеядскими декретами, распределением. У нас выходит, что образование нужно гражданину не чтобы самореализовываться, а чтобы закрыть потребности экономики.

И еще нет привычки считать деньги. Все знают, сколько стоит построить станцию обезжелезивания в Полочанах, но никто не берется подсчитать, сколько денег мы сэкономим на лечении людей, которые сегодня пьют плохую воду.

 

Государство экономит, сохраняя людей здоровыми

Очевидно, что существующую управленческую логику нужно менять. Возможно, она казалась нормальной еще 10 лет назад, но сегодня точно не оправдывает себя. Достаточно посмотреть, во что превратились общественные слушания. Сейчас и внешняя ситуация поменялась, и у людей стало больше запроса на свои права.

Кроме того, у страны стало меньше денег. Самое время научиться рациональнее использовать свои ресурсы: сохранять здоровье и производительность труда людей, не выбрасывать никого из активной социальной жизни и т.д.

Видно, что государство пытается найти новое решение. Например, сейчас внимание уделяется Целям устойчивого развития. В них как раз заложено многое из области прав человека: и конкретные права, и эффективные институты. У нас есть национальный координатор по Целям, есть сложная архитектура советов и комиссий. Выглядит всё это впечатляюще.

Но при этом государственную философию надо уметь реализовать на уровне конкретного проекта и конкретного исполнителя. Здесь как раз бы смог помочь подход, основанный на права человека.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость