17.06.2017 / 14:06

Вчера завершилось седьмое совещание сторон Конвенции Эспо в Минске. К каким результатам привело недельное обсуждение, и как участники оценивают его эффективность в решении беларусско-литовского спора насчёт БелАЭС?

Минприроды Беларуси: «Мы удовлетворены итогами совещания»

После совещания сегмента высокого уровня Миприроды Беларуси озвучило итоги седьмого совещания сторон, где в том числе рассматривался беларусско-литовский вопрос по строительству БелАЭС в непосредственной близости от литовской границы.

«В ходе седьмого совещания большинство вопросов были рассмотрены, и по ним приняты окончательные решения. Одобрены решения, отнесённые к категории «общие» — касающиеся деятельности как рабочих органов, так и в целом взаимодействия всех стран-участниц конвенции. Это в первую очередь вопрос с определением финансовых инструментов помощи данной конвенции, Минская декларация, выборы новых рабочих органов», — отметила первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Ия Малкина.

Теперь Беларусь будет представлена во всех рабочих органах конвенции. Представитель Минприроды продолжит работу в составе комитета по соблюдению Конвенции Эспо. Еще один сотрудник министерства был избран в рабочую группу конвенции, и, будучи вице-президентами этой группы, наша страна автоматически вошла и в Бюро конвенции.

«Для Беларуси это очень важно, так как позволит эффективнее осуществлять сотрудничество с другими странами-членами конвенции. И мы надеемся, что в дальнейшем это позитивно скажется при рассмотрении спорных моментов внутри данного соглашения», — пояснила Ия Малкина.

А вот спорные страновые вопросы не разрешили: как между Литвой и Беларусью, так и другими странами. Их повторное обсуждение отложили на дополнительную сессию совещания сторон, которая пройдёт в конце 2018 — начале 2019 годов.

«Надеемся, что, принимая во внимание дополнительную информацию, которая за это время будет получена комитетом по соблюдению, мы, наконец, сможем увидеть финальные отчёты по отдельным ситуациям», — отметила представитель Минприроды.

Она также подчеркнула, что беларусская делегация удовлетворена итогами переговоров: «Понимаем, на этой площадке было очень много альтернативных точек зрения. Каждая из сторон пыталась донести до остальных стран-участниц свою позицию, и, безусловно, искать компромисс было сложно. Вместе с тем мы удовлетворены позицией ЕС, который в очередной раз показал готовность к диалогу со всеми странами. В частности в отношении нашего вопроса не было принято скоропалительных решений. Думаю, это позволит в дальнейшем более продуктивно проводить мероприятия по обеспечению экологической безопасности на БелАЭС и снятию других вопросов, связанных с её строительством».

 

НГО: «Беларусь должна добровольно приостановить строительство АЭС»

Гражданское общество Беларуси и Литвы иначе смотрит на итоги 7-й сессии совещания сторон Конвенции ЕЭК ООН Эспо и 3-й сессии совещания сторон по Протоколу по СЭО. Вопрос Беларусской АЭС обсуждался долго и много. Из-за того, что во время рабочего процесса договорились, что НГО выскажется, когда документ решения будет с большего согласован, предложения общественности так и не озвучили. Поэтому делегаты со стороны ОО «Экодом», Беларусской партии «Зелёные», независимой общественности Литвы озвучили своё мнение в письменном виде.

В заявлении подчёркивается, что комитет по соблюдению проявил мягкость по отношению к Беларуси, не давая прямой оценки исполнения нашей страной решения прошлой встречи, в то время как были отмечены явные факты невыполнения или неполного выполнения его положений.

В своём заявлении общественность выразила глубокое сожаление в том, что страны не смогли договориться и принять решение комитета по осуществлению, которое в том числе содержало выводы и рекомендации по несоблюдению конвенции странами в ядерных вопросах. Среди таких было и дело по Островецкой АЭС. Оно было рассмотрено ещё прошлым совещанием сторон, которое признало факты нарушений конвенции и дало стране свои рекомендации.

В нынешнем году комитет дал новые рекомендации нашей стране, которые она не приняла.

«Это произошло в том числе и потому, что Беларусь неконструктивно подошла к предложениям такого независимого органа, как комитет по осуществлению, и, в частности, выступила против создания под эгидой конвенции независимого экспертного органа для оценки хода строительства Островецкой АЭС», — отмечается в заявлении беларусских и литовских НГО.

Похожую несговорчивость проявили и другие страны, которые были уличены комитетом в нарушении конвенции при осуществлении деятельности в ядерной сфере. Однако, по мнению общественных организаций, проект решений комитета по осуществлению в отношении Беларуси изначально был очень мягким.

«Комитет не давал прямой оценки, ссылаясь на недостаток информации и пожелание провести технические консультации. В проекте прописывалась возможность комитета приглашать сторонних экспертов, чтобы дать возможность сделать финальные выводы до следующей встречи. Но при этом на заседании отмечались и очевидные факты невыполнения рекомендаций, данных на прошлой сессии сторон. Беларуси было рекомендовано принять решение по выбору площадки, которое соответствовало бы положению Конвенции Эспо и учитывало мнение Литвы. Однако после 2014 года страна не возвращалась к рассмотрению данного решения. Был отмечен и ряд других моментов несоблюдения. По рекомендации прошлой встречи сторон Беларусь пригласила к себе миссию SEED, но исключила оттуда компонент по оценке выбора площадки, для чего, собственно, и должна была приехать эта миссия. Однако учитывая явные нарушения, комитет решил, что этого недостаточно», — пояснила эколог, участница Беларусской антиядерной кампании, ответственный секретарь Общественной экологической экспертизы проекта Беларусской АЭС, координатор проектов ОО «Экодом» Татьяна Новикова.

В заключении своего обращения общественные организации призвали комитет дать надлежащую и своевременную оценку исполнению Беларусью решения предыдущего, шестого совещания сторон и конвенции в целом. Причём эта оценка должна быть дана как можно скорее, потому что БелАЭС планируют запустить в 2019 году.

«Мы также настаиваем на том, чтобы Беларусь добровольно приостановила строительство АЭС на период до внеочередного совещания сторон, пока решение не принято и страна официально находится в состоянии несоответствия, и чтобы она дождалась выводов экспертов, что будет соответствовать духу и букве Конвенции Эспо», — отметила Татьяна Новикова.

Беларусская АЭС стала не единственным камнем преткновения на нынешнем совещании сторон. Рассматривались и другие вопросы ядерной энергетики: о продлении срока действия атомных станций в Украине, работы АЭС в Великобритании, а также более общий вопрос о том, каким образом конвенция будет регулировать закрытие станций.

«Евросоюз взял курс на закрытие АЭС в Европе и постепенное уменьшение доли ядерной энергетики. Но тем не менее в европейских странах очень много атомных станций, и рано или поздно во многих странах, в которых есть ядерная энергетика, встанет вопрос по продлению срока действия данных объектов. Вслед за этой темой поднимался вопрос ядерных отходов, которые остаются после закрытия станций», — рассказала член совета ОО «Экодом» Ирина Сухий, присутствующая на всех заседаниях. К сожалению, и по этим важным вопросам тоже не пришли к общему мнению.

Автор:
Фотограф:
mopminsk.ck.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость