24.06.2018 / 21:06

Учёные рассчитали, сколько стоят экосистемные услуги от зелёных насаждений в Осмоловке в год, и это – второй прецедент использования такой оценки в Минске.

«Очень важное»: оценка в городах имеет два прецедента

Критериев для оценки комфорта городской среды много, но один из самых наглядных – деревья, вырубка или обрезка которых сразу вызывает возмущение у горожан.

Зелёный ли Минск? Критерии для измерения его оттенка – от зелёного до бетонно-серого – разные, начиная с характеристик транспорта и заканчивая воздухом. Зелёные заборы или снег в счёт не идут.

Пару лет назад, в 2015 году, с изменениями в некоторых стратегических документах, к нам пришла оценка экосистемных услуг и надежда создать рынок таких услуг, примерно тогда же об оценке начали говорить в СМИ.

«Действительно новое и очень важное», – отметил её тогда Александр Пугачевский, директор Института экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Беларуси. И всё смолкло. Оценку за прошедшее время в городах применяли всего один раз – в парке имени 50-летия Октября в феврале 2016 года.

Учёные-ботаники заключили, что пользу от 14,4 гектара площади можно оценить в 432 981 долларов США в год. Растительность там – 893 кустарника и 3034 дерева, из них 54% в возрасте до 40 лет, 16% — до 60 лет, 30% — молодые деревья.

 

Осмоловка – это липы, вишни и сирень

Но неделю тому в публичном доступе появилась информация о втором прецеденте, уникальном тем, что исследование заказала группа частных лиц – жителей района «Осмоловка».

Результаты исследования публичны и подписаны Институтом экспериментальной ботаники, цена исследования неизвестна, цель – иметь понятное и обоснованное подтверждение, что Осмоловка на самом деле ценна своей зеленью.

Исследование прошло 17-25 мая, и сумма оценки – 190 996 долларов в год (примерная прогнозируемая сумма в 2016 году – 300 000 долларов в год). Там растут 1789 деревьев и кустарников на площади 12,54 гектара (площадь зелени, без зданий и т.д. – 4,26 гектара). Больше всего лип, вишен, на третьем месте клёны; среди кустарников – сирень.

Сравним результаты двух исследований: ценность Осмоловки можно сравнить с ценностью половины территории первого исследования, или ценностью парка площадью 4-6 гектар.

Учёные также пишут, ссылаясь на Бел НИЦ «Экология», что в среднем озеленение в Минске составляет 83% от нормы перспективного Генплана, или 21 м2.

Выводы из отчёта
Выводы из отчёта

 

Денис Кобрусев: Оценка помогла сохранить 300 яблонь 5 лет назад

О предыстории исследования рассказывает Денис Кобрусев, координатор общественной кампании «Город - для горожан!» По его словам, ещё два года назад было принято решение, что Осмоловке необходимо иметь план и видение своего развития.

«Исходя из этого, мы делали, например, альтернативную концепцию того, как можно что-то построить. Одной из частей был заказ оценки экосистемных услуг. А сумма в 1 миллион долларов за 5 лет очень существенна», – говорит Денис Кобрусев и поясняет, что это способ показать в долларовом эквиваленте стоимость зелёных насаждений и их компенсации – что очень любят делать чиновники.

«Кроме того, сейчас мы точно узнаем, сколько растительности в Осмоловке, что эта растительность в хорошем состоянии и что эта растительность в самом центре города может успешно справляться с осаждением пыли и поглощением шумов. Фактически это научное исследование – ещё один голос за то, что такие объекты, особенно в центре города, важно сохранять», – говорит он.

Такую оценку с составом деревьев и указанием их состояния лучше бы иметь каждой зелёной зоне в городе, как считает Денис: это ещё один аргумент при споре, вырубать или нет. Пример – яблоневый сад на улице Кижеватова в Курасовщине, для которого учёные в 2013 году готовили оценку. Она в итоге помогла убедить городские власти не вырубать 300 деревьев под строительство жилья.

Исследование планируют показать с другими документами при будущем общении с Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и самим Мингорисполкомом.

Сколько стоило исследование? Собеседник отвечает, что это коммерческая тайна местного сообщества, а вообще цену лучше обсуждать с институтом. И кто знает, вдруг вы с учёными найдёте подходящую цену? По крайней мере, оценку (без расчёта суммы, но с цифрами) для яблоневого сада сделали бесплатно.

 

Игорь Корзун: Это проект должен иметь big data

Правда, через оценку экосистемных услуг пока мы не сможем решить ни одну проблему в городе – по крайней мере, сразу. Этот инструмент только достали с полки, как сравнивает координатор проекта «Городской лесничий» Игорь Корзун. Теперь надо начать им пользоваться, и желательно – в комплексе с другими.

«Сама оценка нам пока ничего не даёт, даст только серьёзный, комплексный поиск системных проблем, – говорит он и называет оценку в Осмоловке хорошим поводом для диалога с властью. - Кроме того, это инструмент, которым нужно пользоваться не при тушении пожара, а чтобы его избежать. Говорить об этом надо до того, как пришли инвесторы, – считает он. – Все должны это сделать: и парки, и улицы. Какая температура поверхности улицы с деревьями и без? Вести мониторинг нужно постоянно. Это проект должен иметь большой массив данных – big data».

Проводить оценку стоимости экосистемных услуг стоит, и можно это делать наряду с оценкой воздействия на окружающую среду перед инвестиционным проектом, как уверен Игорь. Хотя разница сумм – 200 000 долларов против многомиллионного проекта – всё равно останется огромной.

Фото – sputnik.by
Фото – sputnik.by

 

Мария Фалалеева: Услуги экосистем можно оценить в деньгах

До настоящего время в Беларуси оценку экосистемных услуг проводят прежде всего для природных территорий – заповедников, лесов, болот. В города она пришла недавно, в том числе с подачи общественных организаций и экспертов-активистов – так считает руководитель международного общественного объединения «ЭКОПРОЕКТ» и кандидат географических наук Мария Фалалеева.

О чём идёт речь? О роли, которую играет природа в создании и поддержании среды обитания человека (предоставление ресурсов, регулирование климата, обеспечение круговорота веществ и вынос загрязнения, а также культурно-эстетическая и духовная функции). Понятие появилось давно, но стало популярным в 2000-х годах и с того времени вошло в практику принятия решений.

«Деревья играют очень важную роль в создании микроклимата города: они предоставляют тень, регулируют влажность и скорость ветра. Они генерируют кислород и забирают из воздуха СО2 – основной парниковый газ. Их эстетика влияет на психологическое состояние и здоровье. Горожане понимают это интуитивно, на уровне «зелень – это хорошо, а ее отсутствие – плохо», но в планы и стандарты трудно внести субъективные ощущения. Поэтому и нужно понимать, какие именно «услуги» предоставляют нам экосистемы, чтобы оценить их роль в создании городской среды», – говорит Мария Фалалеева

Из соцсетей о значении деревьев в Гродно: «Где в полдень была тень, там осталась зелёная трава, остальная вокруг выжжена. Так что в жёлтых газонах виновно не солнце, а человек.
Из соцсетей о значении деревьев в Гродно: «Где в полдень была тень, там осталась зелёная трава, остальная вокруг выжжена. Так что в жёлтых газонах виновно не солнце, а человек.

Система оценки помогает объективно отразить значимость зелёных насаждений и использовать это при планировании: например, определив, какая именно система озеленения в новом районе нужна для регуляции микроклимата, находя самые эффективные породы деревьев для данных условий.

Оценка услуг экосистем не обязательно выражается в деньгах, но для лиц, принимающих решения, такой аргумент понятнее. Именно поэтому оценку экосистемных услуг широко использует экологическая экономика, предлагая разные способы монетизации.

Если в жаркий день поверхность бетона может разогреться до 30-35С, а под пологом деревьев в это время будет 21-22, то сколько денег сэкономит IT-компания на охлаждении серверов, если озеленит территорию вокруг здания?

Более банальные примеры использования – улучшение городской среды, вследствие – рост цен на недвижимость и инвестиционной привлекательности района.

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость