Эколог Сурен Газарян природоохранным активизмом стал заниматься в попытке сохранить уникальные природные объекты, которые исследовал как учёный. Всё началось с кампании против варварских рубок в заказнике «Черногорье», расположенном в Апшеронском районе. Тогда рубки удалось остановить.
— Такая деятельность приносит намного больше удовлетворения, чем чистая наука. Eё результаты видны сразу и, как правило, не могут быть скомпрометированы или поставлены под сомнение. Кроме того, не только в Краснодарском крае, но и в России в целом практически нет независимых учёных — экспертов в области охраны биологического разнообразия, не занятых обслуживанием текущих интересов государства, и мне поневоле пришлось занять эту нишу в «Эковахте». Общественная востребованность таких специалистов была и остаётся очень большой. Сказалось и то, что для занятий серьёзной биологической наукой в нашем регионе нет никаких условий и уровень исследований невообразимо низкий. По крайней мере, в моей области докторские диссертации российских учёных часто уступают по уровню студенческим работам из серьёзных европейских университетов. От полной научной деградации меня спасали только совместные проекты с европейскими коллегами.
Тезис о том, что экологическое движение пострадало от моей эмиграции, я не принимаю. То, что природоохранный активизм пошёл на спад, вызвано более важными причинами. Массовое движение, опирающееся на поддержку общества, невозможно остановить, нейтрализуя отдельных активистов, но, к сожалению, такого движения в стране нет. Находясь в меньшинстве, мы наносили точечные удары и добивались локальных побед, однако системно проигрывали. Создать в стране реальное экологическое движение не получилось, хотя такие попытки неоднократно предпринимались. Причин для этого много, можно целую книгу написать, — рассказал порталу Юга.ру эколог.
Сурен рассказывает, что самое главное поражение для него — это Олимпиада в Сочи.
— Охрана природы — это процесс, в котором сама природа неуклонно проигрывает. Проигрывает на всей планете. На этом фоне трудно говорить о победах. Было немало случаев, когда нам удавалось сохранить участки нетронутой природы, и это большая удача. Самое главное поражение — это Олимпиада в Сочи. Это была не только экологическая, но и нравственная катастрофа для мирового природоохранного сообщества, показавшая неэффективность международных структур. Это был первый случай, когда мы оказались полностью бессильны и когда государственная пропаганда смогла полностью заглушить нашу точку зрения, несмотря на внимание СМИ всего мира.
Сейчас Сурен работает в Бонне в Секретариате соглашения ООН по охране европейских популяций летучих мышей. Соглашение было заключено ровно 25 лет назад по инициативе нескольких европейских правительств для того, чтобы поддержать охрану этих важных для природы животных. В Секретариате работает всего пять человек, хотя стран — участниц соглашения уже 36.
— Экологический активизм как таковой никогда не был мне интересен. Его достаточно радикальные формы нам приходилось использовать в качестве инструмента, который не нужен в условиях нормально работающего государства с развитыми гражданскими институтами. Основная часть деятельности той же «Эковахты» состояла в выездах на общественные инспекции, официальной переписке с государственными органами, судебными исками и тому подобной рутинной работой. Акции прямого действия мы предпринимали лишь в исключительных случаях, когда не оставалось других возможностей.
Больше всего мне нравилась и продолжает нравиться работа в исследовательских экспедициях, которой я сейчас не занимаюсь. Россия для этого более перспективна, но никакая активность под угрозой тюремного срока мне не близка. Это совершенно ненормально.
Год экологии в России
Как следует из описаний на сайте, 2017 станет годом экологических реформ в России. Произойдёт совершенствование нормативно-правовых основ, регулирующих сферу экологии, и практическое применение уже разработанных норм. В текущем году в соседней стране планируют рекультивировать более 20 полигонов бытовых отходов.
В десятках регионов будут открыты новые мусоросортировочные, мусороперерабатывающие комплексы и центры обращения с отходами. Во всех регионах страны будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов. В 2017 году намерены создать 7 национальных парков 2 государственных природных заповедника и 2 федеральных заказника.
А вот некоторые московские школьники протестируют интерактивный учебник по экологии. В пособии «Экополис» школьники узнают о возможностях устойчивого развития Юго-Восточного округа с помощью инновационных технологий. В учебнике, рассчитанном на школьников 5−11 классов, активно используется технология дополненной реальности, которая поможет ученикам лучше усвоить материал, пишет recyclemag.ru.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
На всех АЗС России появятся зарядки для электромобилей
Победа экологов: Россия ввела мораторий на разработку новых нефтяных участков в Арктике