29.08.2016 / 12:08

Вечером 25 августа в столичной Осмоловке происходили интересные вещи: люди ходили по дворам и считали кусты, обнимали деревья, определяя их диаметр, замеряли проекцию крон, пересчитывали дупла. Полученные данные заносили на карту и в специальные бланки. А после волонтёров угощали ароматным чаем и вкусными пирогами с различными начинками. Зелёный портал на месте выяснил, зачем понадобился учёт зелёных насаждений и что с этими данными будет дальше.

Любая движуха с деревьями в Минске — это либо ЖЭС/«Зеленстрой», либо «Городской Лесничий». Первые деревья пилят и обрезают, вторые — спасают. В тихий августовский вечер в глубине Осмоловки активисты общественной кампании «Городской Лесничий» проводили публичный мастер-класс по учёту деревьев.

— Суть учёта — в определении видового состава, — поясняет Игорь Корзун, координатор кампании. — Замеряется биометрия дерева, включая его возраст, объём, диаметр ствола, высоту, размер и состояние кроны, количество сухих ветвей.

Особое внимание при этом уделяется двоящимся деревьям:

— За ими должен быть особый уход: в месте разветвления нужно два раза в год вычищать весь мусор, мох, чтобы там не накапливалась влага и не селились грибки, которые начнут разрушать древесину, и дерево просто расколется.

— Если сопоставить деревья, которые растут в Осмоловке, с теми, что обозначены в плане, мы увидим: информация в нём не соответствует действительности. Никто не скажет, сколько насаждений было 20 лет назад. Но это важно знать, чтобы понимать, сколько деревьев ушло, какая динамика, причина гибели: повалило ветром, корневая или стволовая гниль… Деревья — это часть городской инфраструктуры. Информацию о них необходимо собирать и анализировать, чтобы правильно вести хозяйствование и создать красивый, уютный зелёный город, — подчёркивает Городской Лесничий.

Учёт деревьев решает и более глобальные задачи. В Минске, как известно, активно уплотняется застройка. Многие деревья при этом срубают. Проблема в том, что учёт озеленения ведётся по нормативам, где учитываются лишь зелёные зоны в целом. Нормы регламентируют количество квадратных метров зелени на человека, при этом государство оперирует площадями в масштабах района. Выполняют ли эти зоны экологические функции для конкретного двора — никто не знает.

— У нас есть парки, которые только называются так. Там насадили сто саженцев, их крона в лучшем случае сквозная метр на метр, — рассказывает ведущий научный сотрудник сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники НАН Беларуси Ирина Вознячук. И это насаждения общего пользования. Ставится галочка, что жители микрорайона обеспечены нормой озеленения. Однако если бы у нас была проведена полномасштабная инвентаризация, где всё внесено в ГИС-систему, то не пришлось бы ждать какого-то мастера ЖЭСа, который решит судьбу дворовых деревьев.

Есть претензии у экспертов и к обрезке старовозрастных деревьев. Процедура делается без учёта состояния насаждения, его возраста и породы (есть породы, которые вообще не переносят обрезку. — Прим. автора). Зачастую всё ограничивается лишь топингом, после которого крона растёт непредсказуемым образом.

Картирование деревьев — дело непростое.

В перспективе планируется создать общую карту учёта деревьев. Позже она «обрастёт» новыми слоями: информацией о повреждениях в результате работы с техникой, приживаемости саженцев, деревьях возрастом больше 100 лет, имеющих историко-культурную ценность. Будут перечислены точки в городе с хорошей панорамой и скамейками.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Могучий тополь на площади Победы собираются спилить ради пары тысяч долларов

Автор:
Фотограф:
Денис Зеленко
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость