Торфяники — это не только месторождения полезного испокаемого
«2015 год ознаменован для Беларуси разработкой новых стратегических подходов в экологической сфере: правительство страны одобрило сразу 3 стратегии, — начала презентацию 2 февраля Наталья Минченко, начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Речь идёт о стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия, по борьбе с деградацией земель и по сохранению и рациональному использованию торфяников. Последнею особенно представили прошла 2 февраля, во Всемирный день водно-болотных угодий.
В 2015 году появился также сайт biodiv.by — электронная база флоры и фауны Беларуси.
Новый документ является результатом компромиссов и длительных обсуждений, как отметили в конце прошлого года разработчики. Показательно, что над стратегией трудились как энергетики, так и экологи.
В рамках проекта международной технической помощи «Торфяники–2», финансируемого Глобальным экологическим фондом и реализуемым Минприроды через Программу развития ООН, к разработке привлекли экспертов. В их роли выступили отечественные и международные учёные, которые, по словам Натальи Минченко, помогли взглянуть на торфяники как на уникальные экосистемы, а не только как на месторождения торфа.
«Раньше считалось, что торф — это возобновляемый ресурс, — говорит министр природных ресурсов и окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто. — Он возобновляется, но очень медленно. За год нарастает миллиметр торфа, поэтому, безусловно, его нужно охранять».
Проект выполнялся также за счёт средств республиканского бюджета в рамках выполнения Национальной академией наук Беларуси научно-исследовательской работы.
Какие проблемы болот будет решать стратегия?
«Стратегия сохранения водно-болотных угодий — актуальная и своевременная мера, — продолжил министр. — Болота многофункциональны и используются как для добычи энергетического сырья и удобрения — торфа, и в качестве плодородных земель в сельском хозяйстве, и как ООПТ. И стратегия как раз разделила их по целевому назначению».
Торфяники распределены по 4 направлениям использования на основании инвентаризации, проведённой экспертами Национальной академии наук:
- естественные болота, подлежащие специальной охране;
- фонд особо ценных видов торфа;
- разрабатываемый фонд;
- земельный фонд.
Направления использования члены рабочей группы определили с учётом основных проблем:
- нарушение гидрологического режима болот (сегодня их площадь насчитывает 516 000 га);
- зарастание открытых болотных экосистем древесно-кустарниковой растительностью в результате прекращения традиционного использования, эвтофикация (так называемое цветение) поверхностных вод;
- добыча торфа на болотах, находящихся в естественном или близком к нему состоянии;
- распашка более 300 000 га торфяных почв с интенсивной потерей органического вещества;
- превышение в 12 раз расхода торфа над приростом (ежегодная потеря полезного ископаемого при сельхозиспользовании и добыче составляет более 12 млн тонн, а ежегодное накопление торфа — только чуть более 1 млн тонн);
- выделение из торфяников в атмосферу более 16 млн тонн CO2 в год, в то время как болота поглощают лишь 0,9 млн тонн CO2;
- недостаточное использование биологических ресурсов болот (клюквы, растительной биомассы);
- торфяные пожары и другие проблемы.
К острым вопросам причислили также деградацию торфяных почв, использующихся в сельском хозяйстве. Сейчас таких около 190 000 га.
«Если обходиться с ними неправильно, то при использовании под пропашные культуры теряется по 2-2,5 сантиметра, и мы приближаемся к подстилающему минеральному слою, как правило, к пескам», — говорит Пётр Казакевич, заместитель председателя Президиума НАН Беларуси. Он подчеркнул, что в НАН будут уделять внимание этой проблеме, а также глубокой переработке торфа.
Энергетикам отвели 99 000 га
Стратегия учитывает не только вопросы охраны природы, но и интересы энергетиков. Под торфоразработку отдадут нарушенные болота, которых сейчас 99 000 га.
«Для энергетиков это важно. Благодаря принятию стратегии мы видим, как дальше будем развиваться. Ещё несколько лет тому назад в отрасли было 28 торфяных предприятий, а сегодня 18. Мы провели крупную модернизацию, перепрофилирование», — говорит Леонид Шенец, первый заместитель министра энергетики.
Сегодня на торфяных предприятиях работают около 4000 человек. Отрасль, по словам замминистра, уменьшила потребление торфа с 12 млн тонн в 1990 году до 3 млн тонн.
«Ещё в 1970 году 70% энергии вырабатывалось только из торфяного топлива. Сегодня ситуация резко изменилась», — подчеркнул замминистра.
Он отметил в качестве вклада энергетиков снижение затрат топлива на 1 квт*ч энергии с 296 до 235 граммов и добавил, что при добыче 3 млн тонн торфа вреда окружающей среде не будет. «Эти цифры подтверждены Минприроды и НАН», — сказал Шенец.
Беларуси нужен советник по устойчивому развитию
Стратегия, презентация которой прошла 2 февраля, — первый такого рода документ о сохранении торфяников не только в Беларуси, но и в СНГ. Так считает Санака Самарасинха, постоянный представитель ПРООН в РБ.
«Я хотел бы поздравить всех вас! — воскликнул он. — Не так уж просто дойти до того уровня, где вы находитесь. Во многих странах до сих пор наблюдается конфликт между приоритетами экономического развития и вопросами защиты окружающей среды».
Санака Самарасинха отметил и то, что стратегия способствует достижению как минимум 7 из 17 целей устойчивого развития, которые были одобрены на саммите ООН летом в Нью-Йорке, где присутствовал президент Беларуси. Сохранение болот способствует также уменьшению эмиссии парниковых газов, что созвучно целям СОР21.
Достижения Беларуси в направлении устойчивого развития покажут руководителю группы ПРООН Хелен Кларк в рамках её визита 25 апреля.
«Не так давно я разговаривал с представителем президента, МИД и надеюсь на назначение вашим президентом специального советника по вопросам устойчивого развития», — акцентировал внимание Санака Самарасинха.