25.07.2017 / 18:07

С какими проблемами сталкиваются общественные экологи в регионах, и есть ли у них решения? Можно ли по результатам реализации проектов говорить о качественных изменениях и развитии на местах? Эти и другие вопросы обсудили участники пленарной группы, посвящённой работе в регионах, на V Форуме общественных экологических организаций Беларуси.

Отчётов о достижениях от собравшихся не прозвучало, а вот реальные наблюдения и рекомендации практиков вызвали интерес.

 

Как совместить универсальные концепции и местное разнообразие?

Олег Сивограков, кандидат экономических наук и доцент Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова, отметил несколько социальных проблем, которые имеют прямое отношение к решению экологических. Их выявило недавнее исследование фонда «Новая Евразия».

  • В Беларуси не проводится изучение особенностей регионов, в масштабах меньших, чем уровень районного центра.

Соответственно, данные этих исследований, заявленных как республиканские, отражают «среднюю температуру по больнице». А решения, которые принимаются на их основе, не могут учитывать мясцовую разнастайнасць: локальной информации нет.

«На государственном уровне различий не видно», — считает эксперт.

В свою очередь, универсальные концепции, теоретически правильные, «не садятся на конкретные условия», то есть не работают без этого баланса — местного контекста и обобщенных рекомендаций.

  • Непосредственно в регионах экологические проблемы не формулируются и не стоят на первом месте, поскольку развитого самоуправления там практически нет.

Ранее считалось, что основная причина, по которой люди не проявляют интереса к общественным делам, — элементарная бедность. До тех пор, пока не удовлетворены первичные нужды сельских жителей, они не объединятся для решения общих потребностей.

Более современные гипотезы предполагают, что критерием для не/включения человека в экологическую активность служат знания людей или их отсутствие, в частности, знание своих прав, а точнее, права на благоприятную окружающую среду.

Как только появляется комьюнити со своей собственностью, как, например, в усадьбе Желудок, начинается более активное продвижение инициатив.

Создание такой коммунальной собственности могло бы стать решением многих проблем, возникающих в деревнях, и в региональном развитии в целом. Хотя тоже, конечно, не всё так однозначно. Но совместить универсальные концепции и местное разнообразие в фокусе «коммунальная собственность» можно.

 

«В будущем вы хотите собирать в лесу грибы или пластиковые бутылки?»

Эту дилемму должен помнить каждый житель села, в том числе чиновник, убеждён региональный координатор Зелёного дозора по Мядельскому, Поставскому и Островецкому районам Игорь Пастухов.

С его точки зрения, тормозит региональное развитие отсутствие местных сообществ и непонимание чиновников. В своей практике Игорь столкнулся с круговой порукой, бедностью людей на селе, где любого можно упрекнуть в нарушении законодательства. Спиленное дерево, мешок зерна, молоко с фермы или рыба из пруда — не столь важно, какие именно правила нарушает человек, до тех пор, пока он делает это для выживания себя и своей семьи. Но это ставит людей в зависимое положение: они уязвимы и управляемы, когда обращаются к местной администрации со спорными вопросами.

Сообщества пока не хотят участвовать в проектах, в лучшем случае они могут проинформировать экологов о несанкционированных свалках, некачественной воде и т.д.

Эколог считает, что «горожане меньше зависимы от прихотей местных князьков» — и в подходах к экологическим проектам, и в выборе инструментов для решения конфликтов. Но даже фермеры и хозяева усадеб, которые занимаются агроэкотуризмом, не ощущают той независимости, которая нужна для активизма.

Что касается сельской администрации, то сюда понемногу приходят новые люди: они принадлежат молодому поколению и начинают понимать, что в альтернативе «собирать в лесу грибы или пластик» есть доля их ответственности.

Таким образом, как считает эксперт, в региональных вопросах очень важно чётко определить задачу, создать группу активистов с участием приезжих специалистов, идентифицировать среди чиновников экологически ответственных людей, готовых к сотрудничеству.

Удерживать необходимую дистанцию в работе с администрацией, не допуская попыток управления, и сообща развивать свой регион — иначе добиться устойчивых результатов невозможно. И ещё одна составляющая успеха — приглашение СМИ, широкое информирование о проблемной ситуации.

 

Распознать фейк и много работать

Ярослав Бекиш, координатор Товарищества «Зелёная сеть», озвучил одну из новых проблем в региональных ситуациях: появляются фейковые организации, которые стараются получить европейские гранты, но не выполнить при этом обещаний. Как правило, заявки оформляют неизвестные в экосообществе люди. Более того, они и дальше не идут на контакт. Один из примеров назвала Юлия из Гродненской области: проект в Крево, который должен был заниматься актуализацией традиционных ремёсел, а в результате всё ограничилось благоустройством территории.

В этой связи своевременно прозвучало предложение Ярослава Бекиша о том, чтобы добиваться прозрачности местных бюджетов.

Позитивный опыт сотрудничества с сельсоветами есть у волонтёра и учительницы математики и изобразительного искусства из агрогородка Башни Шумилинского района Марины Алексеенко: школа, односельчане, власти, ЖКХ находят общий язык и сообща проверили состояние колодцев, обнаружили в питьевой воде нитраты, установили очистные сооружения. И это не единственный пример сотрудничества: Марина выиграла конкурс социальных идей для Беларуси «Social Weekend».

Она видит решение региональных проблем в том, чтобы в обсуждениях и реализации инициатив участвовали простые люди. В этом сошлись все выступавшие: очень важно самим волонтёрам работать много, так как местные жители должны видеть «пример человека, берущего на себя ответственность за настоящее».

 

Не трогать реки

О ситуации с рекой Припять рассказывает эколог, региональный координатор Зелёного дозора по Мозырскому району Павел Ноздря:

— В Гомельской области участилась практика сдачи рек в аренду. В Мозыре мы обратили на это внимание, когда узнали, что сдаётся ещё 91 км Припяти. Подняли документы, и оказалось, что около 80% прибрежных территорий уже в аренде. Общественность возмутилась, потому что у горожан забирают последнее бесплатное место отдыха. А меня это возмутило, как эколога: реку приводят к критическому состоянию, популяция рыбы уничтожена.

У нас уже занимались выпрямлением русла рек, сами же от этого и пострадали: течение ускорилось, уровень воды упал, и река стала непригодной для судоходства.

Устранять ситуацию стали с помощью валунов, создавая неровности на дне и тем самым задерживая течение. Плюс к этому коммерсанты занимались добычей песка. Всё это только испортило хорошие участки реки: рыбу здесь уже не ловят, отдыхать тоже негде, сетует Павел Ноздря.

 

Что ещё из опыта экологов можно рекомендовать для региональных сообществ?

  • Изучать, анализировать особенности своего региона, продвигать и демонстрировать их широко, доступно, во всех форматах.
  • Вникать в потребности местных жителей.
  • В ситуации, когда чиновники не учитывают мнение общественности, учиться консолидировать это мнение, вести диалог, искать площадки для коммуникации.
  • Развивать инициативные группы, культуру волонтёрства, культуру общения.
  • Быть внимательным к самым мелким инициативам, поддерживать их и изучать, чтобы выявлять более общие ценности региона, закономерности его развития.
  • Работать в сфере образования и досуга, искать партнёров в популярных и профильных СМИ и формировать корпоративное лобби из тех, кто оказывает экоуслуги, работает в органическом секторе, представляет экологически чувствительные производства.

Но чтобы обозначить проблемы и решения устойчивого регионального развития, формата рекомендаций недостаточно. Эксперты пришли к выводу, что качественных изменений не произошло, и работу по анализу практики следует продолжить, но сделать это на отдельной площадке.

Автор:
Фотограф:
Елена Садовская
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость