28.10.2015 / 13:10

Законопроект «Об обращении с животными» поступил на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь. Представители общественности с горечью констатируют, что большую часть уже согласованных с ними формулировок чиновники в документ не внесли. Но даже в таком виде закон лучше, чем ничего, и может быть полезен для общества, считают они.

Вариант законопроекта «Об обращении с животными», поступивший на рассмотрение в Палату представителей, существенно отличается от того, с которым познакомили зоозащитников перед отправкой на доработку в Национальный центр законодательства и правовой инициативы. 

«К сожалению, эта инстанция, в худших бюрократических традициях, решила молча проигнорировать вариант, прошедший согласование на многочисленных рабочих группах госорганов и заинтересованных общественных организаций. И взяла законопроект образца 2011 года, внеся лишь некоторые изменения из согласованного варианта. Это довольно странный и разочаровывающий способ работы с общественной экспертизой и общественным мнением — пригласить к сотрудничеству и выбросить его результат», — опечалены активистка кампании «Нет жестокому обращению с животными» Алёна Волынец и представительница ООЗЖ «Эгида» Юлия Малятина

Основные минусы законопроекта

Они обращают внимание, что, например, была проигнорирована позиция зоозащитников насчёт ограничения количества содержащихся в домашних условиях животных, а также их чипирования, несмотря на более 700 обращений граждан и обещание Министерства ЖКХ вернуться к этим вопросам.

В законопроекте опять появился термин «собаки потенциально опасных пород» вместо «породы собак, требующие особого обращения», который на всех стадиях согласования не вызвал вопросов ни в одном ведомстве. Однако с позиции стандартов и правил, принятых Международной кинологической федерацией, определение «потенциально опасные породы» вводит в заблуждение, поскольку переносит внимание с правильного воспитания и содержания (нарушения которого могут сделать собаку опасной) на породу как таковую, создавая некорректное впечатление, что все её представители опасны, заостряют внимание Алёна и Юлия. Нейтральный термин, кроме того, преследует цели утверждения гуманности к животным всех видов, искоренению предвзятого формирования страхов, которые отравляют жизнь и собакам, и людям. 

Зоозащитные организации при участии экспертов-кинологов исправили список пород собак, требующих особого отношения, куда изначально были необоснованно включены совершенно несоответствующие породы. В законопроекте, который поступил в правительство, этот список отсутствует вообще, а ответственность за его разработку по какой-то странной причине возлагается на Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ, которое к разведению собак не имеет отношения, недоумевают зоозащитницы. 

Из документа полностью исчез целый важный раздел «Отлов животных», несмотря на то, что в варианте 2011 года он присутствовал и впоследствии был доработан. В нём регламентировался порядок отлова и доставки животных в пункты отлова и временного содержания, а также были прописаны обязанности отловщиков. 

«Конкретизация правил необходима, чтобы избегнуть случаев, происходивших ранее, когда сотрудники пунктов отлова отлавливали хозяйских животных, а иногда убивали их на глазах хозяев или использовали особо жестокие методы отлова в присутствии несовершеннолетних. Такие ситуации неоднократно освещались в СМИ», — подчёркивают экологические активистки. 

По настоянию зоозащитников в данный раздел был внесён пункт, который предусматривал доставку отловленных животных в пункты в тот же день, так как иногда их держат сутки и более в машинах для отлова. В морозы или летний зной это приравнивается особо жестокому обращению. 

Однако законодатель проигнорировал установление общих правил отлова и, по сути, оставил поведение работников отлова на их усмотрение, что абсолютно неприемлемо ни с точки зрения гуманности, ни с точки зрения правового государства, подчёркивают представительницы зоозащитных организаций.

Не учтены предложения по обращению с лабораторными, сельскохозяйственными, дикими животными, а также животными, которые используются в культурной деятельности. В частности, раздел по обращению с лабораторными животными стал хуже варианта 2011 года, так как из него исчезли ограничения на «проведение опытов, экспериментов, связанных с хирургическими операциями или иными болезненными процедурами на животных, при участии несовершеннолетних граждан или в их присутствии; демонстрация на лабораторных животных рефлекторной деятельности их организма».

Нет полного соответствия между запретами по обращению с животными и ответственностью за их нарушение. Так, например, не прописаны внесения изменений в Административный кодекс, который предусматривал бы ответственность за пропаганду жестокого обращения с животными, неоказание им ветеринарной помощи, разведение животных с физическими и генетическими пороками и др.

Зоозащитники предложили ввести в законопроект термин «эвтаназия», который в настоящее время во многих странах применяется к случаям, когда требуется гуманное усыпление животного. Однако в проекте закона «Об обращении с животными» оставили понятие «умерщвление».

Активисты напоминают, что законодательный акт выводит ряд животных (компаньонов, служебных и пр.) на новый правовой уровень. Он устанавливает тот факт, что человек испытывает к питомцу привязанность и любовь, а его смерть причиняет владельцу страдания. Поэтому приравнивать четвероногого друга к животным, которых промышленность использует в качестве получения мясной, пушной и иной продукции, как это предполагает термин «умерщвление», не является гуманным. Получилось странное сочетание человечности и «законодательной рациональности», пожимают плечами девушки.

Ложка мёда

В то же время они обращают внимание, что, несмотря на ряд минусов и недоработок, данный вариант законопроекта выгодно отличается от того, который был отклонён в 2011 году. Разделы, отражающие принципы обращения с животными, обязанности владельцев улучшились, в них нашёл отражение ряд предложений зоозащитников. Так, например, появился очевидный, но отсутствовавший в старом варианте пункт: «Условия содержания животных должны удовлетворять их потребности в пище, воде, воздухе, свете, отдыхе, движении и иные физиологические потребности».

Введён пункт, запрещающий содержание собак на придомовой и территории организаций на привязи длиной менее 2,5 метра (меньшей длины привязь не позволяет им передвигаться, что является примером жестокого обращения), и пр.

Если в ранее в разделе, содержащем требования по разведению, подготовке, проведению испытаний и использованию служебных животных, при выбраковке или по окончании их использования предполагалось только их  усыплять, то теперь такие животные должны передаваться в приюты, пункты содержания либо новым владельцам.

В предыдущем варианте закона предлагалось регулировать численность бездомных животных исключительно с помощью отлова и умерщвления. Теперь перечень пунктов дополнен: «Путём стерилизации безнадзорных собак и кошек, содержащихся в пунктах содержания или приютах, перед передачей их новому владельцу; стерилизации животных, не представляющих племенной ценности».

Новый вариант законопроекта предполагает создание пунктов содержания «в областных центрах и Минске, в городах областного подчинения, районных центрах и иных населенных пунктах (при необходимости) местными исполнительными и распорядительными органами». Это важный момент, так как сейчас такие пункты существуют только в столице и областных центрах, а значит, бездомные животные в иных населённых пунктах просто не имеют шанса на выживание и зачастую уничтожаются немедленно, причём далеко не гуманными способами.

Оставлен запрет на умерщвление с использованием курареподобных отравляющих веществ. Применение таких веществ сопровождается предсмертными муками животных. Зоозащитники много лет добиваются их запрета. 

В проекте закона появился целый раздел «Права и обязанности владельцев животных», в то время как в первоначальном виде на хозяина возлагались только обязанности. Это в корне не верно с точки зрения формирования законодательного акта. 

Более широко предусмотрены права граждан, в частности, дополняются возможностью «обращаться за помощью в органы или подразделения по чрезвычайным ситуациям в случаях, когда оказание помощи животному сопряжено с риском для жизни или здоровья человека», что немаловажно и уже заранее исключает возможность отказа этих органов в помощи в виду не подведомственности. 

История вопроса

Напомним, что благодаря давлению общественности законопроект «Об обращении с животными» был включён в план подготовки на 2015 год. На протяжении апреля-мая Министерство ЖКХ занималось его разработкой. За основу был взят документ, вынесенный на рассмотрение парламента в 2011 году, но не прошедший через второе чтение. Законопроект тщательно доработали, к консультациям привлекли зоозащитников, ветеринаров, кинологов и других специалистов. В результате был подготовлен комплексный документ, устанавливающий права и обязанности владельцев животных, а также регулирующий вопросы содержания животных в домашних условиях, в том числе их регистрации и учёта, идентификации, разведения, выгула и захоронения, регулирования численности безнадзорных животных, включая их отлов, содержание в пунктах и приютах, стерилизацию, определены контрольные (надзорные) функции в области обращения с животными, а также ответственность за нарушение законодательства в этой сфере.

Зоозащитники считают, что принятие даже далёкого от совершенства закона может положительно повлиять на ситуацию в области гуманизации обращения с животными, создаст некоторые рычаги влияния и возможность подписания международных соглашений. 

Автор:
Фотограф:
Открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость