06.08.2015 / 12:08

Вслед за прогрессивным миром наша страна объявила, что тоже выбирает «зелёную» экономику в качестве модели своего дальнейшего развития. А вот прививать её принципы на отечественной земле будут за счёт одноимённой масштабной программы Евросоюза, которая включает ряд компонентов. За её практическую часть отвечает проект «Содействие переходу Республики Беларусь к «зелёной» экономике», финансируемый Европейским союзом и реализуемый Программой развития ООН в РБ, а за институциональную — проект ЕС «Техническая помощь по поддержке развития «зелёной» экономики в Беларуси». Оба стартовали в текущем году, но, как оказалось, сама тема для нашей республики далеко не нова, и кое-что в данном направлении начало внедряться задолго до прихода иностранных доноров.

Экономия и бережливость — это тоже «зелёная» экономика

— Нельзя сказать, что «зелёная» экономика у нас будет прививаться с нуля. Что-то уже сделано, — говорит начальник управления аналитической работы, государственной политики и регулирования в области охраны окружающей среды Минприроды Наталья Жаркина. — В Беларуси достаточно прогрессивное экологическое законодательство. Недавно была принята Национальная стратегия устойчивого развития до 2030 года (НСУР-2030), три компонента которой — экономический, экологический и социальный — должны находиться в гармонии между собой. Учитывая, что наша страна её одобрила, необходимо пересматривать другие стратегические документы.

— Рост ВВП у нас сопровождается уменьшением количества потребляемых ресурсов. И это не предел, — продолжает она. — Да, экономика Беларуси не может похвастаться какими-то ноу-хау, но мы предпринимаем меры, которые дают практические результаты. Сегодня каждая госпрограмма, будь то промышленность, лесное хозяйство или жилищное, содержит экологическую составляющую, не говоря уже о наших природоохранных. Параллельно развивается законодательство. Если это органическое сельское хозяйство, то, безусловно, в стране идёт работа над подготовкой соответствующих законопроектов, концепций и стратегий. Всё это маленькие шаги к озеленению нашей экономики.

Во всём мире нет чётких критериев и показателей «зелёной» экономической модели. В каждой стране она развивается по-своему. Пока сформулированы лишь общие подходы и рекомендации делать упор на такие сферы, как энергетика, сельское хозяйство, транспорт, обращение с отходами, ЖКХ, строительство, экологическое образование и другие. Это как раз те отрасли, на которые направлен ряд наших государственных и отраслевых программ и стратегий, считает Наталья Жаркина. Заложенные в них положения вполне отвечают требованиям «зелёной» экономики. Но, пожалуй, больше остальных с её принципами, помимо НСУР-2030, согласуется директива президента Беларуси №3 от 14.06.2007 года «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».

— За несколько лет реализации госпрограмм уже есть определенные результаты. Но накопилось и много вопросов. Например, у нас самих пока мало аргументов, чтобы убедить тот же бизнес, что внедрять экологические технологии выгодно, — обращает внимание Жаркина. — «Зелёная» экономика подразумевает какой-то подсчёт денег. Интересно должно быть всем участникам экономического процесса. Если для семьи имеет значение благосостояние, то для бизнеса — прибыль, окупаемость продукции. Поэтому какие-то ответы на вопрос, как дальше развивать «зелёную» экономику, мы планируем получить в рамках реализации программ международной технической помощи. Возможно, это будут подготовленные проекты политических решений или уже осуществлённые пилотные инициативы, которые мы сможем предлагать представителям бизнеса, показывая им, что и охрана окружающей среды может быть реально выгодной для коммерческой деятельности.

На уровне государства

Оказывается, в Беларуси давно реализуется «Система мер по укреплению технологического потенциала национальной экономики, позволяющих обеспечить её функционирование на экологических «зелёных» принципах», утверждённая в июле 2012 года заместителем премьер-министра Михаилом Русым. Она рассчитана на разные временные периоды и призвана внедрить инновационные, ресурсосберегающие, «чистые» технологии на производствах электрической и тепловой энергии, нефти и нефтепродуктов, химической, нефтехимической, промышленной продукции, в строительстве, сельском и лесном хозяйствах, сферах жилищно-коммунальных услуг и транспорта, а заодно привлечь в эти отрасли инвестиции. Само собой, ответственность за её реализацию несут ведомства разной направленности: Минэнерго, Департамент по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации, Минжилкомхоз, Минпром, концерн «Белнефтехим», Минстройархитектуры, Минсельхозпрод, Минтранс, Минлесхоз, Госстандарт.

За то время, пока выполняется правительственная программа, накопились первые итоги. Так, в сфере энергетики за счёт модернизации генерирующих источников энергосистемы и внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающих оборудования и материалов в 2014 году удалось достичь экономии 1730,3 тыс. тонн условного топлива. Причём доля местных топливно-энергетических ресурсов возросла до 146,3 тыс. тут. Построены Лукомльская, Берёзовская гидроэлектростанции, ремонтируется Витебская ГЭС на реке Западная Двина, сдаются новые ТЭЦ и мини-ТЭЦ в Могилёве, Орше, Лунинце, Гомеле, Борисове, Заславле и других городах. Всё больше сооружается биогазовых, ветроэнергетических, солнечных установок. На ряде производств появились тепловые насосы, работающие на низкопотенциальных вторичных энергоресурсах и геотермальной энергии, гелиоводонагреватели и гелиоустановки. Активнее стали использоваться местные виды топлива. Только в 2014 году установлен 51 котлоагрегат суммарной тепловой мощностью 144,7 МВт, введены в эксплуатацию 24 энергоисточника мощностью 0,3 МВт электрической энергии и 142,5 МВт — тепловой, 2 биогазовых комплекса на 1,74 МВт. Солнечные водонагреватели появились в Лельчицком цеху РПУП «Гомельоблгаз», МПУ «Рогачевмежрайгаз», РПУ «Калинковичирайгаз», гелиоводонагреватели — в ДОЦ «Дружба» УП «Витебскоблгаз». Подвижки есть и на РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», где установлены 7 гелиоколлекторов и 13 тепловых насосов, а ещё на 4 объектах — солнечные батареи.

Все эти меры предусмотрены в Национальной программе развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы, утверждённой постановлением Совмина Беларуси №586 от 10.05.2011 года, и за их счёт, согласно уже Республиканской программе энергосбережения, планируется снизить энергоёмкость ВВП на 29-32% в 2015 году по сравнению с 2010-м.

В области ЖКХ сейчас вовсю развивается система раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов и их рециклинга. Опять же есть Государственная программа сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы, по которой к 2025 году мы должны извлекать из отходов не менее 70% вторичных материальных ресурсов. К сведению, в минувшем году организации Белкоопсоюза, Минжилкомхоза, ГО «Белресурсы» и частные предприятия заготовили 961,6 тыс. тонн вторсырья, в том числе бумаги и картона — 329,4 тыс. тонн, стекла — 122,9 тыс. тонн, текстиля — 12 тыс. тонн, изношенных шин — 39,6 тыс. тонн, полимерных и строительных отходов — 47,9 тыс. и 409,8 тыс. тонн соответственно. Чтобы активнее привлечь беларусов к сортировке мусора, в начале этого года ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» совместно с группой компаний «TDI Group» запустили рекламную кампанию «Цель-99». Её суть — довести сбор и рециклинг до 99%. Сейчас мы перерабатываем лишь 14%.

Задачам «зелёной» экономики отвечают и государственная и территориальная программы «Чистая вода» сроком реализации до 2015 года. Так, по ним в минувшем году ввели в строй 35 объектов водоснабжения и водоотведения, включая 12 станций обезжелезивания воды и 6 канализационных очистных сооружений. В том же году в жилищно-коммунальном комплексе заменили 795,7 км тепловых сетей, 173 неэкономичных котла, 1452 единицы насосного оборудования, 267 устаревших теплообменников, 35,7 тыс. неэффективных светильников, установили 565 частотно-регулируемых электроприводов.

Инновации в производстве промышленной продукции тоже можно отнести к «зелёным», так как они призваны уменьшить вред окружающей среде и здоровью человека. Среди таких Наталья Жаркина перечисляет, например, переход на порошковую окраску деталей взамен жидких лакокрасок, вывод из обращения озоноразрушающих веществ, установку оборудования с безопасными хладагентами, применение технологий и материалов, не образующих опасных отходов. Отдельным пунктом стоит рачительное потребление воды. К 2020 году до 85% её должно возвращаться в систему повторного водоснабжения. Уже сейчас на многих промышленных объектах внедряются автоматические гальванические линии с системой бессточной локальной очистки и возвратом воды в технологический цикл. На 75% из них для производственных нужд используются дождевые и талые воды.

В строительной отрасли помимо освоения новых энергосберегающих и экологически безопасных технологий, конструкций, материалов и инженерного оборудования ведётся проектирование и строительство экспериментальных «зелёных» жилых кварталов и микрорайонов. Так, благодаря проекту ПРООН/ГЭФ «Повышение энергетической эффективности жилых зданий в Республике Беларусь» три энергоффективных многоквартирных дома будут введены в 2016 году в Гродно, Минске и Могилёве. Они «напичканы» всевозможными энергосберегающими ноу-хау, как то: горизонтальная разводка отопления и поквартирный учёт и регулирование тепла, системы принудительной приточно-вытяжной вентиляции с утилизацией теплоты вытяжного воздуха, тепловые насосы для теплоснабжения зданий, гелиоколлекторы с тепловыми аккумуляторами, фотоэлектрические батареи на кровлях и южных фасадах мощностью порядка 70 Вт и т.д. Энергодома примечательны тем, что на их отопление понадобится не больше 30 Вт*ч/м2 тепловой энергии в год и до 40% энергопотребления удастся сэкономить на подогрев воды. Позже подобные им здания появятся во всех беларусских регионах.

При желании элементы «зелёной» экономики можно увидеть и в сфере отечественного транспорта. Например, в том, как там обновляется автопарк, соответствующий современным экологическим требованиям, увеличивается пропускная способность автомобильных дорог, происходит постепенный переход на транспортные средства, работающие не на традиционных бензине и дизеле, а других видах топлива. В том, как сокращаются выбросы загрязняющих веществ от автомашин в атмосферный воздух (в планах довести их объём до 60% вместо нынешних 80%), развивается скоростной пассажирский транспорт, создаются городские терминалы и пересадочные комплексы. Даже в том, как строится логистика грузовых перевозок, — во всём можно разглядеть черты «зелёной» экономической концепции.

Ну и, само собой, лесное и сельское хозяйства. В первом принципам «зелёной» экономики отвечает сертификация Лесного попечительского совета FSC, которую на 1 января 2015 года прошли 63 лесхоза (около 5,2 млн га лесов, или свыше 62,1% от всего лесного фонда Минлесхоза). Требованиям ещё одной системы, Общеевропейского совета по лесной сертификации PEFC, соответствуют практически все лесохозяйственные организации — 94. Обе сертификации означают, что в управлении лесным комплексом они руководствуются рациональным и рачительным подходом (правда, условия получения FSC намного строже, чем у PEFC), а их наличие обеспечивает доступ беларусской продукции на европейские рынки. С подачи отраслевой программы повышения эффективности использования древесно-топливного сырья в деревообрабатывающих производствах (цехах) Минлесхоза на 2011-2015 годы от всех лесозаготовителей требуют развивать технологии утилизации древесных отходов. Поэтому на 1 января 2015 года в отрасли создано 11 производств топливных древесных гранул и брикетов общей мощностью 25 тыс. тонн в год и 10 цехов по изготовлению колотых дров.

Есть современные «зелёные» инновации и в отечественном сельском хозяйстве. Например, к ним, согласно правительственной «Системе мер», относят исключение из состава комбикормов антибиотиков, гормональных стимуляторов роста, беспривязное содержание животных на глубокой подстилке (а в недалёком будущем и вовсе условия их обитания будут максимально приближены к естественным), новые методы компостирования навоза, внесение органики в почву методом щелевания. Причём последняя мера за счёт того, что потери азота в жидком удобрении сводятся к минимуму, способна дать прибавку урожая зерновых культур на 10-15 %. К передовым причисляют и выполнение рекомендаций учёных выращивать только экономически целесообразную сельхозпродукцию. В каждом регионе — свою.

Ну и, конечно, развитие органического земледелия. На 1 января 2014 года в Беларуси официально насчитывалось 7 сертифицированных производителей. Общая площадь их земель составляла 402 га, или 0,03% от всех сельхозтерриторий республики. Правда, в мае 2015 года на специализированном семинаре назвали другую цифру — около 50 зарегистрированных фермеров. Наши ближайшие соседи более предприимчивы в этом вопросе. Так, в 2012 году в Польше органическим сельским хозяйством занимались 25 944 производителя (10 место в мире), Латвии — 3496, Литве — 2527, Украине — 164, в России — 56. А всего в мире уже 164 государства ведут экологическое земледелие.

В Беларуси же вся загвоздка в отсутствии необходимой нормативно-правовой базы, хотя Закон об органическом земледелии обещают принять к концу 2016 года.

«Нет отечественных сертифицирующих организаций, нет специалистов, нет механизма дотаций производителям, а, следовательно, высоки финансовые риски в неурожайные годы из-за отказа от минеральных удобрений и пестицидов. Цена конечного органического продукта на 20-30% больше стоимости обычного, что снижает его привлекательность для потребителей, — перечисляет «изъяны» экологического земледелия Наталья Жаркина. — Есть и другие объективные трудности перехода беларусских сельхозпроизводителей на органическое сельское хозяйство. Так как их пока мало, то нет и спроса-предложения на рынке. Для таких фермеров не предусмотрены льготы по налогам и за снижение загрязнения-истощения окружающей среды, отсутствуют технологические стандарты на производство органической продукции».

Тем не менее, экологическое сельское хозяйство имеет право на жизнь и поддержку государства, считает чиновник. Но в ближайшей перспективе оно сможет развиваться исключительно на малых предприятиях, обрабатывающих небольшие земельные угодья. Продовольственная же безопасность страны и производство на экспорт будут по-прежнему лежать на плечах крупных сельхозорганизаций. Их переход на органическое земледелие, который обязательно сопровождается резким падением доли в ВВП, пока не представляется возможным, сделала вывод она.

А чтобы наш обзор государственных усилий, подчинённых идее «зелёной» экономики, был полным, пару слов нужно сказать и про систему национальной стандартизации. Сегодня её стараются усовершенствовать и приблизить к международной. Достижение такого пункта, как уменьшение нагрузки на окружающую среду, делает нашу продукцию более конкурентоспособной на внешних рынках. В настоящее время в области охраны окружающей среды действуют 1429 государственных стандарта Республики Беларусь (СТБ, ГОСТ). Из них 600 гармонизированы с международными и европейскими аналогами. Причём наиболее высокий уровень гармонизации наблюдается в области металлообработки (81%), машиностроения (78%) и электротехники (70%). В планах на 2015 год в сфере охраны окружающей среды разработать ещё 24 госстандарта, 9 из которых будут идентичны EN и ISO.

 

В следующем материале мы познакомим вас с обзором частных «зелёных» инициатив.

Автор:
Фотограф:
Открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость