Переоценка безопасности станции будет стоить 15,34 миллиона российских рублей (почти 213 000 евро). Результаты оценки безопасности Беларусь обещала направить литовскому правительству.
В сообщении о госзакупке на сайте «Росатома» говорится, что одна из входящих в концерн организаций (Нижегородское АО «НИАЭП») закупает у другой входящей в «Росатом» организации (Санкт-Петербургского АО «АТОМПРОЕКТ») услугу по проведению проектно-изыскательских работ по переоценке безопасности Беларусской АЭС.
По словам Андрея Ожаровского, это не имеет ничего общего с европейским подходом. Это не независимые стресс-тесты, а закрытая для общественности внутрикорпоративная работа.
Эксперт напоминает, что в ЕС опубликованы критерии для стресс-тестов. Один из них связан с таким внешним воздействием, как падение магистрального пассажирского самолёта.
— Беларусская АЭС эти стресс-тесты точно не пройдёт, а поскольку защитная оболочка там второсортная, она может выдержать лишь падение самолёта типа Ан-2, массой не более 5,7 тонн, когда масса современных лайнеров доходит до 200-300 тонн.
Цель исследований не ясна Андрею Ожаровскому.
Оценку безопасности, подчёркивает эксперт, надо проводить до решения о строительстве АЭС, а не после начала стройки.
— Можно предположить, что цель оценки лежит в области пиара, а не исследовательских работ. Сейчас сама необходимость сооружения АЭС в Беларуси ставится под вопрос, в этой ситуации «Росатом» решил подстраховаться и быстро самому для себя выписать очередную «справку» о том, что АЭС якобы безопасна.
Без публикации и обсуждения с общественностью критериев стресс-тестов, как это было в Евросоюзе, вся эта деятельность — просто пиар.
Особое удивление вызывает, что такие вот пиар-стресс-тесты в «Росатоме» хотят провести всего за 10 дней (с 1 по 10 сентября 2016 года). За это время эксперты не успеют даже ознакомиться с проектной документацией АЭС, не то чтобы провести её критический анализ.
Напомним, только вечером 26 июля Министерство энергетики прокомментировало наконец появившуюся в СМИ информацию о том, что при проведении испытаний оборудования реактора произошло падение с 2-4-метровой высоты агрегата весом 330 тонн.
«Росатом» мог бы снять многие из вопросов относительно падения корпуса реактора при строительстве Беларусской АЭС, опубликовав видеозапись инцидента, имеющуюся в распоряжении российской госкорпорации. Но этого сделано не было.
Кстати, Александр Лукашенко назвал корпус реактора «бочкой» толщиной 20 см, «которая одним краем упала на землю, с которой её подняли».
Это уже не первое сообщение о ЧП на строительной площадке станции. Информация о двух других инцидентах появлялась в СМИ в мае и июне.
Беларусские экологи требуют немедленно остановить строительство Островецкой АЭС.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Физик Ожаровский рассказал, как Литва может остановить строительство АЭС в Беларуси
Экологи vs БелАЭС: десятилетнее противостояние атомному монстру. Продолжение следует