13.06.2017 / 17:06

Как смотрят в Беларуси на европейскую инициативу «Соглашение мэров»? Раньше её не принимали всерьёз, а теперь города готовы писать свои стратегии развития энергетики и обсуждать изменение климата. В небольших местечках прокладывают велодорожки, проводят экохакатоны и обновляют котельные. При поддержке ЕС, государства и финансовых институций жизнь там становится лучше. Но на уровне политики не всё зависит от мэров на местах, и изменения протекают медленно.

Всё добровольно

Первая конференция по Соглашению мэров в Беларуси прошла 8-10 июня в Вилейке. На встречу съехались представители беларусских городов-подписантов, НГО и международных финансовых организаций.

Цель — обмен опытом между городами, подписавшими соглашение. Их сейчас в Беларуси 22, не считая тех, чьё участие приостановлено.

Все города-участники соглашения разрабатывают или уже разработали планы действий по устойчивому энергетическому развитию, которые предусматривают добровольные обязательства по сокращению выбросов. Частью планов с прошлого года должны стали стратегии адаптации к изменению климата.

Пакт мэров направлен на смягчение последствий изменения климата через уменьшение выбросов СО2, а одним из результатов называет увеличение социальной и финансовой стабильности и повышение качества жизни.

«В прошлом мы скептически относились к этой инициативе в Беларуси. Скепсис вызывало то, что обязательства нужно принимать добровольно, что не было решения сверху, не было навязывания», — рассказывает Владимир Комашко, заместитель директора Департамента по энергоэффективности Госстандарта РБ.

 

Совместимы ли комфорт и экономия?

Имидж Соглашения мэров изменился: представители Минприроды уверены, что им и городам нужно действовать сообща, чтобы повысить уровень жизни и избежать лишних трат.

Кажется, что эти две идеи противоречат друг другу. Как их совместить? Экономя энергию и уменьшая выбросы, мы сокращаем расходы на них. С 1997 года ВВП Беларуси увеличился в 2,6 раза, использование энергоресурсов выросло лишь на 10%. Энергоёмкость ВВП за этот период снизилась почти на 60%, а это значит, что мы стали платить за энергию меньше. И всё же энергоёмкость нашего ВВП выше, чем, например, шведского.

Пример привлечения людей в небольшие населённые пункты для сохранения местного колорита. Ремонт ветряной мельницы, полуостров Оланд, Швеция
Пример привлечения людей в небольшие населённые пункты для сохранения местного колорита. Ремонт ветряной мельницы, полуостров Оланд, Швеция

Минприроды уверено, что работать надо прежде всего с населёнными пунктами, их инфраструктурой и промышленностью:

«По последним оценкам, в городах Беларуси живёт 75% населения, — говорит Андрей Пилипчук, начальник отдела регулирования воздействий на атмосферный воздух и озоновый слой Минприроды. — Поэтому мы, министерство, призываем всех говорить о том, что города должны быть устойчивыми, а их деятельность — давать как комфорт и безопасность, так и деньги. Соглашение мэров — мостик между тем, что мы делаем сейчас и что будем делать завтра».

Спикер уверен, что, например, транспорт может быть устойчивым и приносить гораздо больше, чем город тратит на него.

Но опыт показывает, что государственным структурам пока сложно реализовать это видение. Доклады госорганизаций на конференции в апреле показали, что сокращение затрат порой планируется не с помощью инвестиций в эффективность системы. Иногда — за счёт прямого уменьшения бюджета, что позволяет сэкономить только в краткосрочном периоде.

 

Механизмы от ЕС

На локальном уровне с реализацией проще: города напрямую получают точечные инвестиции в инфраструктуру. Такие пилотные проекты призваны показать механизм реализации планов. Они могут быть поддержаны различными проектами ЕС. Так, Новогрудок участвует в проекте «Зелёная экономика» и развивает возобновляемые источники энергии. Браслав продолжает свой путь к климатической нейтральности, а Полоцк работает с предприятием «ГорСвет».

Некоторые получат финансирование в рамках проекта «Поддержка инициативы «Соглашение мэров в Беларуси» ЕС. Будет реализовано по 1-2 пилотных мероприятия от 10 заявителей (местных властей и НГО). Первые могут рассчитывать на сумму до 45 000 евро, вторые — до 10 000 евро.

  • Среди победителей конкурса — Брест, Чаусы, Кобрин, Витебск, Вилейка и другие города.

Брест уменьшит свои выбросы СО2. Здесь сделают полную реконструкцию двух котельных, котлы в которых уже старые, к тому же слишком мощные и потому расходуют слишком много природного газа. Модернизируют также одну газопоршневую установку. На всё уйдёт 62 600 евро, из них 42 000 даст ЕС.

Градостроители в Чаусах применят принципы зелёного строительства, четыре дизайнера пройдут обучение на курсах ландшафтного дизайна. Планируется дополнить местную стратегию устойчивого развития, а также сделать больше велодорожек и велопарковок. Бюджет — 73 000 евро.

В Витебске опросят жителей, как те хотели бы справиться с пиками жары летом, и выберут мероприятие для финансирования, составив климатическую стратегию. Горожане, программисты, дизайнеры и экологи смогут поучаствовать в «Экохакатоне», который завершится посадкой деревьев.

Дорожную инфраструктуру Кобрина сделают более дружественной для велосипедистов. Появится веломаршрут длиной 12 километров и почти 200 дополнительных дорожных знаков. На небольшом участке сделают шире пешеходную зону, на неё нанесут велоразметку. Может быть, горожане станут меньше ездить на автомобилях: пока на 1000 человек там приходится 372 авто. Бюджет проекта — 42 000 евро, 35 000 из них даст ЕС

Городом зелёной экономики хотят сделать Глубокое. Общий бюджет годичного проекта — 41 000 евро. Их потратят на информирование горожан, сокращение выбросов, выставку по энергосбережению и самое главное — на покупку гелиоводонагревательной системы.

Более удобной для велосипедистов сделают Вилейку. Для жителей разработают велокарту, где будет указано, сколько времени займёт проезд на велосипеде из одной точки города в другую. Там надеются, что велосипедом как средством передвижения начнут пользоваться около 10% жителей. В конце июля пройдёт тренинг по озеленению для представителей ЖКХ.

 

За чей счёт преобразования?

Но в планы городов входит гораздо больше, чем 1-2 мероприятия. По словам Юлии Яблонской, председателя МОО «Экопартнёрство», не приходится рассчитывать, что ЕС или государство поддержат их все.

«Существенную помощь нам оказывают различные международные организации и инициативы: Всемирный банк; ЕС, ПРООН, инициатива ЕС «Соглашение мэров», — дополняет коллегу Владимир Комашко.

Экологические инициативы в Беларуси также могут получать финансовую поддержку от NEFCO и Европейского банка реконструкции и развития.

 

Локальные улучшения мало влияют на общую политику

Три года назад вложения в энергоэффективность, по данным Владимира Комашко, составили примерно 1,8 миллиарда долларов, сейчас — около 1 миллиарда.

В целом в структуре иностранной помощи Беларуси лидируют институты Евросоюза, а также Германия, Польша и Швеция (данные за 2006-2012 годы предоставлены Центром европейской трансформации). Существенна также доля США. За названный период Беларусь получила иностранную помощь в размере чуть менее 675 миллионов евро.

Финансирование улучшает качество жизни на локальном уровне. Но общая политика Беларуси меняется мало. Например, до сих пор слабо развивается стратегическая экологическая оценка.

По мнению директора Центра европейской трансформации Андрея Егорова, цели на уровне политик часто подменяются реализацией проектов, связанных с инфраструктурой или приносящих локальные улучшения: «В результате сближение повестки дня Беларуси и ЕС не происходит».

 

Справка:

Конференция прошла в рамках в рамках 4-летнего проекта «Поддержка инициативы «Соглашение мэров в Беларуси», и организаторы планируют проводить её ежегодно. Срок окончания проекта — 2020 год, бюджет — 663 000 евро.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, Gustav Goodstuff, Татьяна Гендель, votpusk.ru, deletant.livejournal.com, pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость