Строчка о местной адаптации
Пока в Беларуси нет национальной климатической политики, и стратегия адаптации к изменению климата не разработана. Мы приспосабливаемся к изменениям стихийно, силами отдельных отраслей, МЧС и здравоохранения. В генпланах городов упоминания о климате тоже пока нет.
- Как климат меняет экономику Беларуси: готовится программа адаптации на 2017-2021 годы
- Адаптация к изменению климата: государство занимается лесами, города — собой
- Лесхозы готовят леса Беларуси к изменениям климата
А тем временем на юге Беларуси уже вовсю растят дыни и обхаживают арбузы. Пора это осмыслить, будто намекают документы, которые Беларусь подготовила перед Парижской климатической конференцией в 2015 году.
Тогда мы не только подписали Парижское соглашение, но и приняли на себя добровольные обязательства по снижению выбросов и адаптации, что зафиксировано в документах, утверждённых указом президента №461 «О проекте международного договора» от 16.11.2015 года.
«В документе о добровольных национально определяемых вкладах есть небольшая строчка, где написано: меры адаптации будут включать в программы развития для административных территориальных единиц. Всего маленькая строчка, но она обязывает нас двигаться», — говорит Мария Фалалеева, ведущий специалист проекта по разработке местных стратегий адаптации в рамках «Climate Forum East».
- Адаптацыя да змяненняў клімату непазбежна: пасля Масквы ахвярай стыхіі стаў Берлін
- Стихия в городе: природные катаклизмы могут стать обыденностью?
В рамках проекта «Climate Forum East II» три территории — Мотоль, Спорово и Чаусы — разработали с экспертами свои стратегии и получили до 16 000 евро на практические мероприятия.
Небольшие пилотные проекты вряд ли перекроят всю жизнь трёх местечек, но помогут увидеть, как работать с изменениями.
Климатическая стратегия — стратегический документ, призванный координировать и объединять действия по адаптации к изменению климата для конкретного предприятия, сектора экономики, территории, от местного до национального уровня. Документ может включать два элемента: митигацию (сокращение) выбросов и адаптация.
Спорово: если договориться — реки хватит всем
Удалённый от центральных дорог и не слишком богатый, этот сельсовет имеет на своей территории часть знаменитого заказника «Споровский». Неподалёку — одноимённое озеро. В Спорово зарабатывают сельским хозяйством, рыбалкой и туризмом, и именно эти отрасли могут пострадать.
Впрочем, жители агрогородка знают об этом:
«Ничего не понадобилось объяснять. Фактически говорили они нам: засушливых периодов стало больше, а качество воды в колодцах — хуже, работать на приусадебных участках — сложнее: то ливень, то засуха», — рассказывает Мария Фалалеева.
Первый риск — изменение режима водопользования. Учёные прогнозируют, что будут засухи и наводнения на реке Ясельде из-за того, что осадков станут выпадать менее равномерно. Режим водопользования может измениться: возможно, обмелеет озеро, и это удручает местных жителей. А половина сельсовета, по оценке перспектив развития сельсовета, проведённой в рамках проекта USAID, живёт продажей рыбы с этого водоёма.
Сельчане заметили, что чаще стала мелеть небольшая река Дорогобуж. Изменения на озере и реках связывают с забором воды Берёзовской ГРЭС и рыбхозом «Селец». А в засушливые годы воды всем может не хватить. Стабилизировать ситуацию предлагают посредством диалога заинтересованных сторон, в том числе представителей предприятий, в июне.
Сельское хозяйство периодически будет требовать обильного орошения. Один из выходов — запасти воду во время обильных дождей. На территории школы в деревне Здитово в июне установят систему сбора дождевой воды и будут её использовать для школьной теплицы. Система не слишком дорога, и такую же сможет установить любой житель.
Здитовская школа получит оборудование для местных метеонаблюдений. Школьникам дадут показатели и маршрут для мониторинга. Они же смогут, например, подсказать жителям деревни кислотность почвы — нужный показатель для адаптации огородов.
«Здесь уже начинают выращивать более южные культуры: например, ягоды как источник дохода. Но для голубики нужен один тип почвы, для клубники — другой. Приглашать официальные лаборатории для простых замеров на каждом участке — сложно и дорого», — поясняет директор Здитовской школы Виталий Жукович.
Мотоль: с крыши храма будут отслеживать пожары
Всего в 100 километрах от Спорова находится полесский агрогородок Мотоль. Он не похож на умирающую деревню: здесь относительно низкий уровень безработицы и миграции.
Актуальная проблема, по мнению жителей, — волны жары, от которых негде спрятаться. Местечко длиной 5 километров, но в нём маловато зелени. Тенёк не могут найти не только туристы, но и уязвимые категории людей — молодые родители и пожилые люди, которые через весь городок идут в поликлинику.
Поэтому вскоре в Мотоле появится зелёная экотропа — единая сеть насаждений. В рамках проекта составили карту точек для отдыха, и одна из них — лавочка под старой липой, обжитом месте собраний сельчан.
Ещё две точки — во дворах школ. На территории одной будет теневая площадка, другой — солнечная. Растения выберут согласно рекомендациям мотольского биолога.
Как ни удивительно, здесь купят квадрокоптер и поставят видеокамеру на крышу храма с согласия духовенства. Это — части системы мониторинга, чтобы вовремя заметить пожары на торфяниках.
«Раньше у нас не было таких ветров, пыльных бурь, пожаров. Сейчас ситуация меняется. Несколько лет тому случился большой пожар: все берега Ясельды пылали в огне. Это было страшно… » — рассказывает Анна Хомич, директор Мотольской СШ №2.
Пожары чрезвычайно опасны именно для Мотоля: это некогда еврейское местечко с характерной очень плотной застройкой. Загорится один дом — могут пострадать многие.
Чаусы: деревья показывают, как экология касается лично каждого
Старинный 10-тысячный город Чаусы, в отличие от предыдущих двух, находится не на Полесье, и здесь несколько другие проблемы.
Как и в Мотоле, людей беспокоят волны жары. В Чаусах будут работать с озеленением и собираются создать единую систему зелёных зон, начав с пилотного проекта по озеленению и реконструкции территории двора.
Двор расположен у многоквартирного дома. Его разобьют на зоны, поставят беседки, увитые виноградом. Проект уже обсудили с ландшафтным дизайнером.
«Нам хотелось, чтобы люди видели эффект и смысл действий по адаптации. Мы поняли внезапно, что тема зелёных насаждений хорошо объясняет людям, как их лично касается городская экология», — говорят представители экоорганизации «Эндо» Алёна и Андрей Пахоменко.
Пока во дворе зелени мало, зато есть огороды. Летом их поливают, подключая шланг к крану с питьевой водой. Вместо неё можно использовать дождевую, установив систему сбора.
Но главная беда Чаусов — наводнения: часть застройки в виде частного сектора расположена в низине, и дома затапливает, особенно в последние годы. Налицо недостаточная мощность ливнёвой канализации.
«Эту проблему не решишь с помощью нашего небольшого проекта. Но так случилось, что примерно в это же время планировались мероприятия по другому проекту, более крупному, и проблему внесли в список возможных мероприятий, — отмечает Мария и добавляет: — Стратегия адаптации — просто способ координации действий».
Все объекты в Спорово, Мотоле и Чаусах появятся в 2017 году.
Юридический статус стратегий
Несмотря на успехи, проект остаётся демонстрационным. Он поддержан ЕС и Австрийским агентством по развитию в Беларуси, Украине, Молдове, Грузии и Армении.
На национальном уровне это скорее эксперимент без бюджета на разработку таких документов, более того, они носят рекомендательный характер. Но их цели созвучны с целями Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года — основного планировочного документа — и локальных СУР.
В СУР Чаусов в прошлом году появился небольшой абзац о климатическом риске для города и разработке стратегии, в Спорово собираются включить план действий в виде приложения к СУР.
Что дальше?
Когда остальные территории станут перенимать опыт? Стимулировать их может Соглашение мэров, которое в последнее время активно подписывают (сейчас в Беларуси 24 подписанта, согласно сайту).
В рамках инициативы с прошлого года начали разрабатывать климатические стратегии, и их частью должны стать стратегии адаптации.
«Думаю, для крупных городов-подписантов Соглашение мэров будет основным стимулом, — считает Мария Фалалеева. — И мне интересно, что будет в следующие 5 лет. Сейчас в Беларуси органам управления становится ясно, что с проблемой надо работать. А ещё три года назад многим климатический вопрос был совершенно чужд».
Обсуждение стратегий адаптации, которые могут появиться также и на национальном уровне в Беларуси, Украине, Молдове. Армении, Грузии. Конференция проекта «Climate Forum East» в Тбилиси, май 2017 год
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Транспорт и климат: Беларусь пока буксует
Каким быть беларусскому закону об охране климата? Рассматриваем модели Сингапура и Швеции