22.11.2016 / 16:11

Беларусов всё чаще обвиняют в том, что нация не экономит, а проедает запасы. С начала года было продано на два миллиарда долларов в эквиваленте. В Нацбанке считают, что население стремится сохранить привычный образ жизни, поэтому люди несут валюту в обменники. Что же это за феномен такой — беларусская богатая бедность? Действительно ли мы такие расточительные? Об этом накануне Всемирного дня без покупок Гродненский Зелёный портал поговорил с экономистом и маркетологом.

С января по сентябрь 2016 года население оставалось чистым продавцом наличной иностранной валюты, сообщает Нацбанк. При этом статистика говорит, что в январе-августе реальные доходы сократились на 7,1% по сравнению с 2015 годом.

Но как оказалось, беларусы не такие транжиры, как их представляет статистика. По словам экономиста Сергея Чалого, чтобы проверить гипотезу поддержания уровня потребления за счёт трат сбережений, нужно посмотреть на структуру потребления, на динамику розничного товарооборота и средний чек в гипермаркете.

Примерно полтора года до текущего лета такая гипотеза работала: розничный товарооборот держался гораздо крепче, чем оптовый. Но сейчас динамика изменилась: розничный товарооборот идёт в минус на 7%. Это сравнимо с величиной сокращения доходов населения от года к году. Негативная адаптация произошла и по статистике: сумма среднего чека в магазине заметно снизилась. Происходит смещение продуктов на более дешёвые и меньшего качества: вместо говядины — курица, вместо мяса — сосиски и так далее. На самом деле не вся история в том, что люди тратят сбережения. В действительности происходит сокращение потребления, — объясняет эксперт.

Так в чём же феномен?

Во-первых, когда мы смотрим, что в месяц продаётся 200 миллионов долларов, нужно понимать, что кто-то продаёт 5 долларов, а кто-то тысячу. У меня есть серьёзные подозрения, что в действительности, исходя из статистик розничного товарооборота, валютные сбережения у людей, которые получают доходы от зарплаты, а не от бизнеса, уже близки к исчерпанию или достигли такого уровня, что люди решили сократить расходы. Скорее всего, продают те, кто рассуждает такими категориями: пока толстый сохнет, бедный сдохнет, — говорит Сергей Чалый.Всем же понятно, что эти сбережения распределены очень неравномерно: у кого-то сто долларов, у кого-то сотни тысяч. Тем более что с 2009 года нет необходимости их дробить, прятать и так далее. Поэтому я думаю, что люди, которые привыкли жить не на 500 долларов, а на несколько тысяч, и несут доллары в обменник. Они понимают: их сбережений хватит для того уровня, который есть сейчас, на много месяцев, а может, и лет.

С бизнесом проблемы, доходы упали в виде дивидендов или прибыли, вот они и сдают валюту, — продолжает эксперт. — Жить им нравится как и раньше, не сильно голодая. А почему их вклад в розничный товарооборот не велик? Потому что эти люди тратят свои деньги за границей. И поэтому наша статистика не увидит уровень их потребления, а увидит она снижение потребления тех, кто такой возможности не имеет. Вот это моя гипотеза на сегодняшний момент. Негативная адаптация пошла, сбережения населения заканчиваются. А всю остальную статистику обеспечивают те, кто в разы превышает средний доход.

И это действительно так: ведь уже в октябре продажа чистой валюты снизилась на 5,3%. Это был минимальный рубеж с апреля текущего года.

Маркетологи отмечают снижение суммы среднего чека, но здесь всё так же неоднозначно.

Мы видели смещение в пользу более дешёвых продуктов, но это касается больше товаров, где не так важна марка. Например, гречка или рис. Но если говорить о сорте кофе, то немногие клиенты отказались от своего любимого напитка. Это также касается и макарон: те, кто покупал изделия из твёрдых сортов пшеницы, продолжают это делать. Здесь интересен другой момент: да, люди стали покупать меньше за один поход в магазин, но при этом ходить в магазин стали чаще. Но это не значит, что они весомо сократили расходы на продукты, просто таким образом они успокаивают себя психологически, — говорит бывший начальник отдела маркетинга одного из столичных гипермаркетов Алина Маковская.

Специалист предполагает, что главным образом население сократило расходы на отдых за границей, покупку новых вещей и развлечения.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Феномен потребления: расскажи мне о покупках, и я скажу, кто ты

Как научиться меньше тратить: лайфхаки от многодетных мам и пап

Как накопить на Кубу? Перебраться в деревню и не ходить в магазин!

Как не стать одноразовыми людьми: православный священник — об излишнем потреблении

Не до духовного роста: чего мы хотим добиться покупками?

Жизнь без потребления: активистка Ксения Малюкова — о своих экоправилах

Автор:
Фотограф:
tut.by, открытые интернет-источники
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость