Оксана Ткачук — практикующий психолог, расстановщик, коуч-руководитель детского развивающего центра «Advance». Академическое образование — БГПУ им. М. Танка. Практическое — обучение различным методам психотерапии, в том числе семейные расстановки по Хеллингеру, травматерапия, эриксоновский гипноз, коучинг. Специализация: партнёрские и супружеские отношения, детско-родительские отношения, проблема зависимости и созависимости.
Спрятанные потребности
— Потребляя больше необходимого, мы пытаемся удовлетворить свои нераспознанные потребности. Но они не исчезают и продолжают создавать внутреннее напряжение, и мы ищем всё новые, порой суррогатные способы.
В этом смысле важно найти…
— Правильную покупку?
— Не думаю, что покупка поможет. Хотя, пытаясь всё больше потреблять, человек может вырасти в отношении социальной успешности или заработка.
Вообще потребностей не так много, все они есть в пирамиде Маслоу, и потребность в чрезмерном потреблении может замещать какую-либо из них.
Быть плюшкиным
Спрятанной может быть потребность в безопасности: 30 пар зимних сапог в шкафу гарантируют, что и в трудные времена у меня будет, что обуть (особенно если трудные времена были).
— А если у тебя есть старый телефон в придачу к новому, на балконе два холодильника, а вот места для жизни маловато?
— Так аукается прошлое наших родителей, бабушек и дедушек, очереди, покупки по карточкам… Это передаётся на каком-то информационном уровне. Приведу пример: один из родственников был сослан и выжил лишь благодаря тому, что его определили на кухню. Он рассказывал, что голодал так, что, попав на кухню, ел вёдрами. Можете себе представить? И это напряжение вокруг темы еды осталось у всей семьи. Его сестра, которая так не голодала, в старости заболела болезнью Альцгеймера, стала забывать слова, но одно повторяла постоянно. Это было слово «мясное».
Такое знание передаётся, и нужно ещё пару поколений, чтобы это успокоилось и улеглось.
Платье, полное любви
На второе место я поставила бы потребность в любви. Не получив такого опыта в детстве, человек покупками может пытаться заткнуть внутреннюю дыру и получает от этого временное удовлетворение. Прямой осознаваемой связи с потребностью нет, но на неосознаваемом уровне он дарит себе таким образом кратковременное удовольствие или, как говорят зависимые, дозу.
— А если человек стремится быть красивым и для этого покупает одежду?
— Если это не становится навязчивой идеей — прекрасно! Но если одежды всё больше и больше, а он по-прежнему кажется себе недостаточно хорошим — проявляется первый признак нездорового поведения. Аналогично с операциями по улучшению внешности: как красив был Майкл Джексон в детстве!
Под внутренним стремлением быть лучше может лежать следующее убеждение: «Я недостаточно хорош, чтобы меня любили». Такое стремление формирует человека-достигатора, перфекциониста. Он может стать гением музыки или великим писателем. Поп-звёзды, эти нарциссы, тоже сюда.
Но гонка бесконечна: человек постоянно находится в состоянии неудовлетворённости. Нужно учиться принимать себя таким, какой есть. В идеале это должны ребёнку дать родители.
Может замещаться потребность во внимании, в принадлежности к группе. Например, все купили эту вещь — и я с ними.
Развлекать себя покупками для женщины, имеющей богатого мужа, — это может быть о потребности в деятельности и самореализации.
Нет машины — значит, неудачник
— Можно ли говорить об определённых социальных группах, например о золотой молодёжи, или о принадлежности к какому-то клубу?
— Если дети воспитаны с убеждением, что внешние атрибуты важны, что важны вещи, подтверждающие статус, — естественно, они будут к этому стремиться. В таком случае родители объясняют детям: без определённых вещей человек — неудачник, а с вещами имеет статус и принадлежит к клану успешных.
— А как в случае установки: «В приличной семье должно быть две машины»?
— Потребность, вероятно, в статусе. Установки могут быть разные, и их сколько угодно.
Зависимость и радость
— На какой мысли нужно остановиться и подумать: «Что-то не так?»
— В здоровом поведении человек руководит потребностью, в зависимом — потребность руководит человеком. Условно здоровый человек думает: «Эту покупку я могу отложить, потому что у меня в приоритете другое».
В зависимых схемах действует одна и та же модель, и первый её признак — доза должна расти. Если зависимость — навязчивое желание покупать, то зависимый может брать кредиты, влезать в долги. Понимать, что это разрушает его и его жизнь, но продолжать.
В момент покупки человек испытывает эйфорию, а когда эффект новизны прошёл, появляется дискомфорт: «Меня это уже не радует». Периоды радости укорачиваются, а состояние дискомфорта становится всё более длительным, пока не становится постоянным.
Отец широкого потребления
— Какие решения есть для человека, у которого слишком много вещей?
— Конечно, их можно раздать. Например, в Фейсбуке популярны группы «Отдам даром». Можно передать в приют, малоимущим.
Но самый здоровый способ — определить, какая потребность не удовлетворена. Желание покупать пропадёт, а вместе с ней и многие другие проблемы.
— На ваш взгляд, есть ли в наше время вещи, которые провоцируют появление таких неудовлетворённых потребностей?
— Сравните уровень жизни у нас и в Европе. Мне кажется, разница — прямое следствие того, что у них за плечами более 100 лет психотерапии. Человек там более психологически взрослый, я уверена.
А у нас был отец народов. Соответственно, народ — дети, которые ищут покровителя, который не только возьмёт ответственность, но и директивно укажет, что делать. Эта чёткая иерархия у нас во всех структурах. Мы не дети, но дети внутри нас, и они просят: дай, дай, дай.
Половина работает, половина — контролирует
— Не слишком ли мы обобщаем, примеряя характеристики одной личности на социум?
— Не знаю. Но иерархия действительно в обществе есть, есть административно-командная система и послушание низов. Посмотрите, как всё устроено: половина общества работает, вторая половина — контролирует.
Где ещё такое количество контролирующих органов? Взрослому они не нужны. Приведу пример: контрактная система в государственных учреждениях. Я, взрослый человек с хорошим образованием, прихожу к директору школы, а она мне говорит: «Я подумаю, продлевать ли с вами контракт».
Первое чувство, которое возникает, — недоумение: неужели она считает, что в 40 лет у меня нет планов на собственную жизнь? Это я буду думать, продлевать ли контракт. Но такое поведение руководства ведь норма для нашего общества!
— Получается, если кто-то родитель на уровне государства, он априори провоцирует появление инфантильности?
— Скорее зависимость обратная. Народ-дитя выбирает себе в правители родителя.
Но, во-первых, народ очень травмирован историей, во-вторых, занят вопросами выживания. Если возвращаться к пирамиде Маслоу — это первый уровень, или уровень физиологических потребностей. А значит, уже не до духовного роста.
Отсюда и наш бюджет прожиточного минимума, которого хватает, чтобы не умереть, но не для большего, его мало для движения к осознанности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Богатая бедность, или Кому в Беларуси есть хорошо?
Феномен потребления: расскажи мне о покупках, и я скажу, кто ты
Как научиться меньше тратить: лайфхаки от многодетных мам и пап
Как накопить на Кубу? Перебраться в деревню и не ходить в магазин!
Как не стать одноразовыми людьми: православный священник — об излишнем потреблении
Жизнь без потребления: активистка Ксения Малюкова — о своих экоправилах