Через новогодние шары — к хлебу
Я хотел бы начать разговор со словосочетания «общество потребления». Так часто называют наше общество, и речь идёт о потреблении материальных благ и услуг, которое превышает нашу в них необходимость.
Самая простая ситуация: мы идём в гипермаркет за хлебом, а в итоге выходим с полной корзинкой. Этому способствуют сами магазины: хлеб и молочные продукты находятся в самом дальнем углу торгового зала. Нужно пройти всё помещение, миновав на входе трудно продаваемые и сезонные товары: ведь скоро Новый год, а у тебя нет колпака Деда Мороза.
В гипермаркетах правильно подобрано освещение и выложена продукция, играет приятная музыка. Так появляется соблазн покупать, не задумываясь в необходимости приобрётенного.
Must have и чувство меры
Но есть и другая сторона: наша жизнь всегда сопряжена с волевыми решениями, и покупки — одно из таких.
Право нравственного выбора в наших поступках порождает два противоположных духовных состояния: добродетель и порок, страсть.
При безудержном потреблении развивается алчность, когда человек приобретает всё больше и ему ещё больше хочется. При этом играет роль мода, или, точнее, понятие «must have». Например, выходит новый гаджет — и у тебя он должен быть, если ты соответствуешь тренду. А своё ещё нормальное устройство человек продаёт или кладёт на полку. Мне однажды довелось наблюдать гражданина в сильно поношенной обуви, но зато с новым iPhone.
Конечно же, как священник, я могу сказать: и в духовной, и в повседневной жизни нужно чувство меры.
Деньги, которые мне доверили
И дело не только в деньгах, хотя они важны. Деньги — это ответственность, а богатство и слава — ничуть не меньшее испытание, чем трудности и скорбь. Из-за них можно потерять голову.
Когда у человека появляется много денег, это не значит, что он имеет право скупать всё. Господь ему доверил средства для чего-то. Сколько нужно человеку кроватей, чтобы спать? Одна. Сколько домов, чтобы жить? Один.
Я могу привести высказывание Джека Ма — основателя торговых площадок «Alibaba», «Taobao», «Aliexpress»: «Если у меня есть тысяча долларов — это мои деньги, но если миллиард — не мои. Деньги мне доверило общество, полагая, что я смогу ими правильно распорядиться и принести благо».
Этот принцип, основанный на традиционной китайской мудрости, близок и христианскому мировоззрению.
Одноразовые люди
Общество потребления основано в том числе на одноразовости товаров: проще купить новую вещь, чем чинить старую. Это проецируется и на нашу жизнь. В утрированном виде доходит до того, что человек так относится и к другим, даже близким людям.
Когда что-то не ладится в семье, он не пытается сохранить отношения, а ищет новую.
Как сказали одни дедушка с бабушкой, прожив в браке более полувека: «В наше время перестали чинить вещи». А ведь отношения тоже порой нуждаются в починке, но людям проще убежать от выяснения и проблем.
Мир требует заботы
Что касается глобального масштаба, то человечество потребляет ресурсы и производит отходы. Насколько велики проблемы, показывает фильм французского режиссёра Яна Артрюс-Бертрана «Дом». Лента запрещена к показу в 36 странах мира. Его автор, как он сам признаётся, атеист, но его боль за планету созвучна христианскому отношению к миру.
Ведь, по замыслу Творца, человек был создан не только, чтобы славить Бога, но и господствовать над тварным миром. Не хищнически, а с отеческими заботой и вниманием.
Господь поручил людям возделывать Эдемский сад. Возделывать — значит, не только заботиться о нём, но и развивать. Таким и должно быть изначальное отношение человека к миру.
И человек, у которого есть духовный стержень, всегда руководствуется этой Божией заповедью в отношении к окружающим его вещам.
Ибо Бог дал ему не только способность верить, но и думать. Согласно святоотеческой мысли, Дух Святой просвещает ум человека, и поэтому святость подразумевает не только горячую веру, но и необходимость думать головой.
Грань между необходимостью и излишеством
Где она — сложный вопрос из-за различных систем ценностей у разных людей. Для христианина это часть его духовной жизни и называется воздержанием: не говорить лишних слов, отказаться от лишних дел. Например, не тратить слишком много времени в интернете.
Духовная добродетель воздержания тренирует чувство меры. Это же относится и к вещам: если вещь выходит из моды, но ещё пригодна к носке, её нужно носить.
У этого вопроса много граней, например потребление воды. Когда я во время учебы в богословском институте в Минске жил в общежитии, то иногда заходил в чей-нибудь блок и чувствовал огорчение, видя, как из-за неисправной прокладки кран течёт сутками. Где-то не хватает пресной воды, а человеку настолько всё равно: у него-то чайник полон.
Перераспределение благ: что делает церковь?
В некоторых храмах нашего города регулярно проводится акция «Помоги семье». Например, в храме Мученицы Татьяны в Уручье выставляются столы, на них раскладывают одежду, обувь, даже бытовую технику. На акцию приходят не только пенсионеры, но и обычные семьи, не многодетные.
Те, кто привык часто менять гардероб, иногда приносят в церковь хорошую одежду. А в нашей воскресной школе есть много людей, которым нужны эти вещи, потому что у них маленький доход.
Культура для дарящих
Однако если мы хотим что-то отнести в церковь для других, не стоит предлагать то, чему место на мусорке. Иначе будет как в пословице: на тебе, Боже, что мне негоже.
Есть правило хорошего тона: жертвуя вещь для раздачи, человек должен постирать, погладить и принести её в храм в «товарном» виде. В перераспределении благ, или, по-христиански, в помощи ближнему, тоже должна быть культура.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Жизнь без потребления: активистка Ксения Малюкова — о своих экоправилах
Как накопить на Кубу? Перебраться в деревню и не ходить в магазин!
Как научиться меньше тратить: лайфхаки от многодетных мам и пап
Не до духовного роста: чего мы хотим добиться покупками?
Богатая бедность, или Кому в Беларуси есть хорошо?
Феномен потребления: расскажи мне о покупках, и я скажу, кто ты