Рига признана одной из самых зелёных столиц Европы: 40% от общей площади там занимают озеленённые территории и акватории. В городе разбито 29 парков, 10 больших лесных массивов и лесопарков, 66 скверов. Они улучшают микроклимат, нивелируют загрязнение окружающей среды, служат домом для животных и создают образ Риги. К тому же, в них так приятно отдыхать местным жителям и гостям.
Больше строек — больше зелени?
Рига, как и любой город, должна расти и развиваться. Однако использовать зелёные зоны иначе, чем так, как обозначено в стратегии развития, нельзя. По мнению Армандса Крузе, вполне можно одновременно защищать и благоустраивать зелёные центры, обеспечив их устойчивость. Напротив, он уверен, что застройка в городской черте может привести к увеличению площади зелёных насаждений:
— Самоуправление Риги предлагает девелоперам такие условия строительства: мы обеспечиваем инфраструктуру: коммуникации, транспорт и прочее, а они создают зелёную среду в районе стройки.
В качестве примера Крузе приводит развитие рижского район Скансте: долгое время эта территория вблизи центра города оставалась заброшенной.
Застройка Скансте началась одновременно со строительством многофункционального спортивно-концертного комплекса «Арена-Рига», возведённого в 2006 году. Воздвигая объект, в окрестностях улучшили инфраструктуру. Это послужило стимулом для дальнейшего развития района. В течение 10 лет в Скансте появились современные офисные и банковские здания, а также строятся жилые комплексы, рядом с которыми будет разбит парк. Таким образом, город получит современный благоустроенный район, привлекательный для инвесторов, с большой зелёной зоной.
Минск также активно застраивается и уплотняется. Но обязательств разбить парк в районе застройки на наших девелоперов не возлагают, а озеленение территории вокруг новостроек часто весьма символическое. Дмитрий Бибиков объясняет это стремительным ростом нашего мегаполисаа:
— Западные города, и Рига в частности, растут не так быстро, как Минск. Там совсем по-другому работает рынок недвижимости, возводится элитное жильё, у нас не строится вообще. Стоимость такого жилья очень высока, соответственно, и к оформлению прилегающих территорий жильцы более требовательны, а у застройщика есть средства эти притязания удовлетворить. В Лондоне, например, в элитных районах стоимость 1 м2 достигает 10 000 фунтов. Где в Минске вы видели такое жильё?
Компенсаторные посадки, по мнению Бибикова, у нас тоже производятся, хотя многие критикуют порядок их осуществления. Так, непонятно, где и какие садят деревья вместо вырубленных под застройку. В целом зелёных зон в Минске достаточно, полагает эксперт. Проблема состоит в том, что их явно не хватает в людных местах. Например, у выхода из метро на «Октябрьской» к ГУМу. На Октябрьской площади практически нет деревьев. Это те места, где минчане бывают очень часто, где весьма шумно, летом — жарко, зимой ветер, и где зеленые насаждения не помешали бы для шумо- и пылепоглощения.
- Эколог из Австралии Дэвид Браун: «Не знаю города, который нуждался бы в деревьях сильнее, чем Минск»
Свалка мусора в парке — из-за отсутствия хозяина?
Армандс Крузе предлагает отдавать «в хозяйские руки» зелёные территории города. По его мнению, это позволит значительно повысить эффективность их использования:
— В каждом городе есть природоохранные территории, в черте которых осуществлять строительство нельзя. Но в результате данные площади не используются и постепенно превращаются в мусорку! Я полагаю, что, наоборот, необходимо позволить разумно застраивать зелёные территории города, без урона для окружающей среды. Почему не разрешить, например, строительство небольшого кафе, обязав при этом хозяина следить за прилегающей территорией? Технологии позволяют создавать безопасные зелёные парковки, можно проложить деревянные тропинки, обеспечить сбор мусора.
Есть ли в Минске зелёные территории, которым не помешало бы «обрести хозяина»? Дмитрий Бибиков объясняет, что подобный тренд — передача объектов коммунальной собственности в частные руки — разворачивается не только в Риге, это общемировое явление. Цель его — не только освободить местные бюджеты от расходов, но и обеспечить дополнительные поступления за счёт налогообложения вновь созданного бизнеса. К тому же считается, что государство — не самый эффективный собственник, частник — более действенный хозяин.
— У нас очень чистые парки, крайних случаев — превращения в помойку — нет. Но такие объекты, как парки, требуют больших расходов на их содержание. Минск гораздо богаче парками, чем, например, Варшава. Но сами мы не богаты. Даже в Лондоне для сокращения расходов власти предлагают не косить в парках и скверах траву, приглашают горожан на субботники, размещают там объекты общепита, — рассуждает Дмитрий Бибиков.
— Имеет ли смысл у нас внедрять модели частичной приватизации таких объектов, как парки? Возможно, это необходимо сделать, чтобы снять часть нагрузки на городской бюджет. Но при этом должно учитываться мнение жителей района, которому принадлежит зелёная зона, иначе бизнес может быстро превратить её в парк развлечений.
Необходимо создать механизм ответственности горожан за зелёные территории: жители районов должны понимать, что за их счёт содержатся парки, должны знать, какие финансовые расходы они несут. Возможно, они примут решение отказаться от каких-то либо слишком затратных услуг по содержанию территорий.
Лучший отдых — в городе
Ещё одним способом развития города и эффективного использования зелёных территорий Крузе видит в создании зон отдыха:
— Жители должны иметь возможность отдохнуть на природе, не выезжая за пределы городской черты. А для этого нужно максимально развивать речную инфраструктуру. Даже здесь, в Риге, мы ещё мало используем реку, а в Минске такая работа только начинается. Мы также предлагаем объединить зелёные зоны Риги так называемыми зелёными коридорами, чтобы отдыхающие могли пешком или на велосипеде комфортно переместиться, например, от парка к реке.
Можно ли в Минске полноценно отдохнуть «как на природе»? Каков туристический потенциал Свислочи? Дмитрий Бибиков полагает, что столица по части отдыха может даже посоревноваться с пригородом и обеспечить минчанам доступ к природе:
— Водно-зелёная система Минска обладает огромным потенциалом, который нам, к счастью, удалось не растратить за годы независимости. Цнянка, Минское море — по водно-зелёным ресурсам Минск даже опережает Ригу, но нам нужно поднимать эффективность их использования, надо доделывать парки, шлифовать их и поддерживать в хорошем состоянии.
Улучшение городской среды — дело общества?
Самый важный принцип деятельности Рижского городского самоуправления — вовлечение и обеспечение участия общества в развитии публичного пространства. Самоуправление обеспечивает постоянное информирование граждан о возможностях, о происходящем и запланированном. Это способствует конструктивному диалогу властей города с разными заинтересованными сторонами. Армандс Крузе подчёркивает, что особенно высокий уровень взаимодействия был достигнут при разработке стратегии устойчивого развития Риги до 2030 года:
— При подготовке документа каждое изменение, которое мы вносили, было согласовано с различными общественными организациями, бизнес-ассоциациями. Мы пытались собрать максимум специалистов и выслушать их мнение. Общественное обсуждение длилось 2 месяца, мы получили более 900 предложений и 277 из них включили в стратегию.
Могу сказать, что сегодня в государстве нет ни одного документа планирования подобного уровня, который создан с таким участием и одобрением общественности.
Почему в Риге жители более активно участвуют в развитии города, и можно ли изменить ситуацию в Минске? Дмитрий Бибиков полагает, что общение властей и горожан происходит и в беларусской столице, но нужно выстроить правила диалога:
— У нас не хватает предсказуемости взаимодействия между городской общественностью и администрацией.
В городской администрации «на местах» работают чиновники, и каждый из них в похожих ситуациях реагирует по-разному. Должно быть чёткое понимание, что если общественная группа собирает нужное количество подписей по какому-либо вопросу, то решение администрации будет такое-то. У нас же предсказать ответную реакцию чиновников крайне сложно.
Городские власти должны научиться конструктивно воспринимать критику. Они сами выиграют от этого, так как повысится осведомлённость администрации о происходящих в Минске процессах. Реакция жителей доносит до власти информацию о болевых точках, с её помощью можно более точно строить тактику и стратегию развития нашего города. Столичная мэрия тоже должна вести диалог с жителями города, объяснять, почему нужны и принимаются те или иные меры. Такой диалог позволил бы избежать возможных конфликтов, уверен минский урбанист.