На начальной стадии
Наконец, и для Беларуси возобновляемая энергетика выходит в тренды. А после поручения главы государства геологи заговорили о геотермальной энергии.
«Направление очень перспективное, но в Беларуси на начальной стадии», — охарактеризовал Игорь Качановский, заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды.
До конца года в стране планируют издать геотермальный атлас. Его создали в ГП «НПЦ по геологии» в рамках исследования по освоению месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы Беларуси на 2011-2015 годы и на период до 2020 года.
Но в ближайшие 5 лет финансовая поддержка будет направлена уже на практические исследования, такие, как учёт в геологических картах температуры недр.
Теплонасосы качают электричество
«Мы возвращаемся к вопросу [развития геотермальной энергии] в связи с тем, что АЭС предоставит больое количество электроэнергии. На ней же работают тепловые насосы, — говорит Сергей Мамчик, начальник управления по геологии Минприроды.
Пока установки действуют лишь там, где нет возможности использовать газ, но в будущем, «когда появится дешёвая электроэнергия, будет и возможность применять геотермальную энергию», отмечает чиновник.
Есть, но глубоко
Использование технологии возможно на всей территории Беларуси, но наиболее перспективны два района: центральная и северная зона Припятского прогиба Гомельской области и территория в районе городов Высокое, Малорита, Жабинка Брестской области.
Там на глубине 1400-1600 метров залегает вода с температурой 50 градусов, на уровне 3800 метров она нагрета до 90-95 градусов, а ещё ниже, на 4200 м, вода вовсю кипит при 100 градусах. Плотность запасов составляет от 4 до 6 тонн условного топлива на 1 м2, что поражает воображение энергетиков, но озадачивает недостижимостью:
«Использование затруднено из-за глубины залегания и большой засолённости вод», — подчёркивает Игорь Качановский.
Мощность геотермальной энергии — 0,9 МВт
На отечественном рынке есть также ряд тепловых насосов, использующих низкопотенциальное тепло земли, например из верхних слоёв грунта или воздуха, и вторичные тепловые ресурсы (вентиляционный воздух и т.д.) Их насчитывается 161 общей мощностью около 9000 кВт, что в 7 раз меньше, чем мощность ветроустановок.
Самая большая геотермальная установка функционирует в тепличном комбинате «Берестье» в Бресте, но с введения в эксплуатацию в 2010 году она не вышла на проектную мощность: не решена проблема использования вод. Комбинат получает 40 кубометров воды в час, а это — седьмая часть объёма питьевого водоснабжения воды Бреста.
На ком горный отвод?
Сергей Мамчик считает, что в Беларуси могло бы сооружаться по несколько тысяч установок в год: «Но для этого необходимо сделать несколько шагов. Первое — объяснить, насколько это выгодно, и второе — на законодательном уровне обеспечить возможность строительства и эксплуатации».
Ресурсы земли требуют горного отвода, или получения акта на право пользования недрами:
«Поскольку опыт небольшой, решения по предоставлению таких участков почему-то обосновали выносить на уровень главы государства», — поясняет он.
Но 23 января вступает в силу новая редакция Кодекса о недрах, и решения будут принимать местные власти.
Власти подсчитают низкопотенциальные ресурсы
Для установки системы по закону необходимо точно знать запасы ресурсов, но методика подсчёта есть лишь для воды. Регулирующий НПА для подсчёта низкопотенциальных ресурсов вывешен на сайте Минприроды в разделе «Проекты НПА», к которому можно высылать замечания и предложения.
В Беларуси начнут выпускать собственные теплонасосы?
Теплонасосы в нашу страну завозятся из-за рубежа: «Академия наук изучила проблему и сказала, что наладить выпуск тепловых насосов реально, но для окупаемости необходимы большие объёмы и широкая линейка различной мощности», — утверждает Сергей Мамчик и предлагает вернуться к внедрению в производство разработок, представленных НАН РБ.
Обсуждая финансирование науки, Игорь Качановский уточнил: для государства приоритетнее проекты, чем госпрограммы: «Правительство ставит задачу по сокращению финансирования госпрограмм и больше внимания уделяет конкретным проектам».
Он посоветовал обращаться в международные природоохранные фонды с заявками: «Наше министерство готово их продвигать. Я недавно вернулся из Польши: там было принято решение по финансированию природоохранных проектов на территории Беларуси».
Минприроды отдельно подчеркнуло важность пилотных проектов. Например, сейчас при поддержке ПРООН заканчивается строительство жилых домов с использованием низкопотенциальной геотермальной энергии.
Прибыль только при плановой стоимости электричества
Почему потребитель должен выбирать тепловой насос?
«Очень тяжело убедить гражданина, что это выгодно, — сетует Сергей Мамчик. — Граждане имеют предубеждение, что установка стоит дорого, порядка 5-10 тысяч евро, а когда окупится — неизвестно».
Перспективность направления для частных потребителей и не только в Беларуси определяется исключительно стоимостью электричества. Например, геотермальная установка одной из специализированных импортных фирм потребляет 5 кВт*ч для 17 кВт тепловой энергии на дом в 350 м2.
По большему счёту, об окупаемости тепловых насосов говорить пока не приходится, уверены некоторые специалисты. А перспектива получить дешёвое электричество сегодня слишком неопределённая.
Как тогда делать проекты? Экономический эффект может быть отложенным или расчётным, но только положительным: «Вы можете рассчитывать на ту ожидаемую официальную информацию по стоимости электроэнергии», — отвечают будущим разработчикам чиновники.