26.09.2016 / 13:09

К 2050 году количество пресной воды в реках Беларуси сократится на 20%, а проблем у стран-соседок Украины и Молдовы будет на порядок больше. К нам поедут беженцы в поисках продовольствия и лучших условий для жизни, изменится привычная экономическая модель, и, возможно, мы перестанем быть аграрной страной. Координатор Экологического товарищества «Зелёная сеть» Ярослав Бекиш задаёт провокационный вопрос: важна ли будет национальная идея в таких условиях?

Фото из мульфильма «Крылья, ноги и хвосты»

 

С изменением климата привычный мир исчезнет, а ценности могут трансформироваться. Какую задачу в этих условиях в первую очередь должны. решать беларусские мыслители?

Я не против обсуждения национальной идентичности, но хочу подвергнуть сомнению то, что сегодня это наиболее актуальный вопрос, — говорит Ярослав Бекиш на публичной лекции во время Недели беларусского мышления.

 

«Поздно развивать национальное государство»

Ведь время национальных государств прошло, и не менее 55% глобальной экономики принадлежит глобальным корпорациям.

Не хочу выглядеть марксистом, но не хочу и опровергать тезис Маркса о том, что экономика является основой всего. Должны ли экономические механизмы стать инструментом укрепления нации? Мой ответ: нет, нам уже поздно развивать консервативную национальную модель, — утверждает спикер, ссылаясь на дороговизну процесса.

Это сравнимо с легендой о польской коннице: после Первой мировой войны наши соседи вывели прекрасных животных и подготовили наездников, но… во Второй мировой войне ключевую роль играли, увы, танки.

 

Проблема глобального потепления выходит на первый план

Стоимость построения нации возрастает на фоне быстрого изменения климата. За 50 лет человечество загрязнило океан, который играет большую роль в поглощении углекислого газа. Морские флора и фауна уничтожены наполовину, парниковых газов стало больше на треть, а население планеты увеличилось в два раза. Что дальше?

Факты не утешают. Межправительственная группа экспертов по изменению климата ООН (IPCC) регулярно готовит доклады, последний вышел в виде трёхтомника 2 года назад. Согласно докладу, основным фактором высоких темпов изменения климата является хозяйственная деятельность человека. В документе есть следующий график:

Согласно ему, сохраняя прежний уровень выбросов, температура повысится на 5 градусов Цельсия, и жизнь на планете будет почти невозможна. Чтобы она осталась привычной, нужно, чтобы шкала на термометре не превысила 2 градуса.

Чтобы добиться этого, главы стран подписали Парижское соглашение (Беларусь это сделала несколько дней назад в США). Но даже если все выполнят свои обязательства, можно ожидать повышения не менее чем на 3-3,5 градуса (красная полоска на графике). Примечательно, что на подвиги в сфере экологии в беларусском бюджете вряд ли найдётся много денег.

 

Последствия для Беларуси: незначительные перемены и обилие беженцев

В то же время наша страна не в самом уязвимом положении: она относительно защищена от климатических изменений. Однако всё равно у нас увеличится количество ураганов, наводнений и других экстремальных погодных явлений, станет больше тёплых дней зимой и холодных летом, и всё это скажется на экосистемах и качестве жизни. Уже сейчас рост количества клещей неоспорим, а медведи выходят из спячки раньше обычного.

В ближайшие 10 лет, по словам Ярослава, в Беларуси можно ожидать климатических беженцев. В Средней Азии закончится пресная вода, и «600 тысяч китайцев, которые хотят поселиться в районе аэропорта, покажутся нам каплей в море», говорит он.

Насколько мы к этому готовы? Административно и экономически — не хочу обсуждать. Готовы ли интеллектуально — вот ключевой вопрос для размышлений, — подчёркивает он.

По прогнозу МГЭИК ООН, к такой реальности нам следует быть готовыми к 2050 году, если не предпримем никаких мер
По прогнозу МГЭИК ООН, к такой реальности нам следует быть готовыми к 2050 году, если не предпримем никаких мер

— А что, если всё это неправда? — озадачивает аудиторию лектор. По его словам, этот вопрос самый частый. — Во-первых, все сомневающиеся должны сначала ознакомиться, а потом опровергнуть данные международной группы экспертов. А во-вторых, для экономики Беларуси это не имеет никакого значения, так как глобальная экономическая модель уже изменилась: поменялись модель производства и распределения, потребительские предпочтения, политическая риторика. Ведущие эмитенты парниковых газов — США и Китай — только что ратифицировали Парижское соглашение и сейчас начнут менять под него весь глобальный рынок. Беларуси остаётся только следовать этим веяниям и не отставать.

 

Путь страуса: не замечать проблему

Видение происходящего людьми координатор Зелёной сети характеризует через три модели-крайности, которые можно примерить на Беларусь.

Первая утопия страуса. Как обмолвился Герман Греф, каменный век окончился не потому, что закончились камни, говорит он. Век нефти заканчивается не потому, что закончилась нефть. Цены на углеводородное топливо падают, падает спрос, и предложение на глобальном рынке в последние два года намного превышает его.

Ярослав приводит факт: банк Великобритании опубликовал на днях коммюнике, где говорится, что их биржа должна внимательнее относиться к торговле нефтью, так как это сулит много рисков для национальной экономики.

Наше правительство мечтает, что цены на нефть повысятся. Но рынок ископаемого топлива умер: экономика ОАЭ впервые ушла в минус, утверждает он. — Наше правительство считает, что мы должны дотировать село, а министерство сельского хозяйства рассчитывает получить прибыль от изменения климата. Первое время действительно сможем, выращивая конкурентные дыни, но хватит ли на них воды через 20 лет?

Энергия солнца стремительно дешевеет, даже в нашей стране. Корпорации «Google», «Apple», «Ikea» к 2020 году переходят к 0% эмиссии. А наше правительство собирается обеспечить экономическую безопасность, построив АЭС. Каждый беларус уже отдал на её строительство более 3000 долларов, и нет гарантии, что стоимость проекта не увеличится. Мы таким образом топим нашу экономику.

 

Утопия технологической революции: человечество станет гуманным

Джереми Рифкин и другие идеологи технологического прорыва говорят о том, что технологии в мире начнут развиваться быстро и будут экодружественны.

Таких миссионеров технологической революции очень много. Рифкин продаёт президентам свои идеи; он любимчик во многих правящих домах мира. Он говорит, что появится так называемый энергетический интернет, отмечает Ярослав Бекиш. С переходом на возобновляемые источники энергии каждый сможет производить энергию для себя либо через сеть передавать её другим, и это снимет вопрос энергетической безопасности.

Согласно теории Рифкина и единомышленников, человечество не будет воевать, сможет рационально распределить ресурсы, и за них не будет конкуренции, решатся вопросы нищеты и экологической безопасности.

Но ни разу Рифкин и его единомышленники не смогли ответить на вопрос: с чего бы? С чего бы полагать, что человечество рационально и будет избегать конфликтов? Пока история учит нас обратному, считает координатор Зелёной сети.

 

Утопия разумного общества: недобитые романтики

И последняя утопия та, о которой говорят на уровне ООН и ЕС. Согласно ей, в Беларуси скоро появится сильное гражданское общество, которое сможет принимать решения и способствовать экологически грамотной и бесконфликтной политике власти.

Я являюсь адептом этой идеологии, но понимаю её утопичность, подчёркивает Ярослав. Среди присутствующих я вижу много коллег, и это плохо: большая часть «зелёного» движения поместится в этот зал. Динамика волонтёрского движения очень большая, но её двукратный рост за три года означает увеличение с 0,001% населения до 0,002%.

Поэтому все подобные идеи имеют только мотивационную ценность.

 

Этика глобального потепления

Если мы признаем всё, что Беларусь не вписывается ни в глобальную экономику, ни в действия по предотвращению изменения климата, то что станет этичным в мире и нашей стране, допустим, через 30 лет? ставит вопрос лектор.

Отказ от ГМО или вопрос эвтаназии могут перестать быть такими спорными, а харакири — станет почётным. Будут ли человеческое тело модифицировать, чтобы оно потребляло меньше воды? Ведь технологии уже доступны. Торговля органами, аборты, сохранение национальной и религиозной идентичности что из этого сохранит свою теперешнюю ценностную оценку?

— В начале лекции я сказал, что воспринимаю приглашение с лекцией в рамках Недели беларусского мышления как призыв к провокации и не собираюсь излишне задевать чьих-либо чувств. Но хочу обосновать лишь один тезис — о том, что заниматься вопросами национальной идентичности, как и многими другими, можно, когда наиболее острые проблемы уже решены, — обозначает Ярослав. — Но, к сожалению, ими в Беларуси пока мало кто занимается. Это изменение климата, изменение глобальной экономики и изменение человека, а также скорости этих изменений в XXI веке.

 

Между активностью и наблюдением за тем, куда движется мир

Скепсис Ярослава разделяет Татьяна Водолажская, координатор Недели беларусского мышления.

Экологическая тема существует в Беларуси, но странным образом. Она принята на уровне деятельности и глобального интереса. Но на уровне организации нашего собственного мышления этого пока нет. Мы между активностью и наблюдением за тем, куда движется мир.

Надеюсь, что эта лекция и совместная работа с экологами запустит наше собственное беларусское экологическое мышление и позволит включиться в решение проблем не только на политическом уровне.

По мнению Татьяны, экотема содержит разнообразные вопросы. Речь идёт, например, о социальных отношениях или проблемах техники. Правильное понимание экопроблем могло бы задать современную форму и образованию:

— Ярким примером служит обучение, при котором мы ищем ответы, отталкиваясь от системной проблемы, а не разбивая всё на разные дисциплины и не собирая воедино, подчёркивает Татьяна.

Автор:
Фотограф:
Анна Волынец, Ярослав Бекиш, citydog.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость