Беларусь, как сторона Конвенции Минамата, должна активизировать свои действия
Своим названием международная конвенция обязана японскому городу, где в течение 30-летнего загрязнения ртутными выбросами озера серьёзно пострадали 1700 человек, что стало зафиксировано в 1956 году.
Предстоящая ратификация документа, который в начале 2015 года обсуждали в Минске представители 30 стран, должна будет стать стимулом для активизации сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов. Итогом минской встречи стала подготовка «Дорожной карты по ратификации и ранней реализации Конвенции Минамата о ртути в Республике Беларусь», определены предполагаемые исполнители и сроки проведения необходимых работ. Карта имеет лишь рекомендательный характер, но её составные части учитывают широкий спектр проблем: источники ртути и торговля ею, продукты с добавлением ртути, производственные процессы, в которых применяется ртуть или ртутные соединения, выбросы, источники высвобождения ртути, ртутные отходы, загрязнённые участки, медико-санитарные аспекты. На первом месте в каждом из этих разделов выходит инвентаризация, поскольку никто точно не знает, сколько и в каких бытовых товарах, помимо промышленных отходов, содержится ртути. Только после выявления соответствующих продуктов, участков, групп риска и т.д. можно будет принимать решения о действиях.
Беларусь подписала Конвенцию Минамата в 2014 году. Ожидается, что в лучшем случае ратификация произойдет к концу 2016-го.
Поскольку соглашение было принято в конце 2013 года, ратифицировали его пока только 10 государств, хотя подписали уже 128.
Общее поступление ртути в окружающую среду — от 5500 тонн
Эти данные настолько колеблются, что верхний предел поступлений — от 8900 тонн. Около 10% от этого количества обеспечено природными источниками: выветриванием горных пород, извержениями вулканов, геотермальными процессами. Ртутные соединения попадают в атмосферу, затем в почву и воду. Причём для ртути характерен трансграничный перенос. Около 90% загрязнений имеют антропогенное происхождение: сжигание угля (24%), производство чёрных и цветных металлов (12%), цемента (9%), кустарные производства и добыча золота.
Что касается источников ртутных загрязнений в Беларуси, БелНИЦ экологии в 2013 году провёл исследование и сделал их приблизительную оценку. В числе потребительских товаров основными были признаны ртутные лампы (300 кг), но не термометры (сейчас их производство запрещено, в пользовании остались только старые или импортные).
Выбросы промышленных предприятий по официальной статистике — 4 кг, по статистике международной конвенции — 914 кг.
азброс данных свидетельствует о том, что не все источники учтены; но область их деятельности известна — сжигание угля и строительная промышленность (84%), энергетика (12%), производство металлов (2%).
Но не исключено, что в потребительских товарах содержится не меньше ртутных соединений и, соответственно, отходов, чем в промышленных выбросах. В этом смысле особенно важно уточнение методик инвентаризации.
В результате трансграничного переноса в Беларусь, по данным 2009 года, попало до 2300 кг.
Как измерить?
В Беларуси есть производство, работающее с ртутью в больших объёмах, — Брестский электроламповый завод. В 2013 году им было произведено 4 млн ламп — это позволяет судить о предположительном объёме отходов. Но гораздо сложнее регулировать работу с отходами пестицидов, которые содержат ртуть, и хотя не производятся у нас, но поступают на территорию Беларуси. Сегодня появилось множество новых компонентов, под новыми названиями. У нас отсутствует перечень запрещённых веществ, работает только список разрешённых, а это усложняет анализ.
Мониторинг загрязнений ими ведётся на 169 полигонах твёрдых объектов. В частности, зафиксировано, что содержание ртути в Дрибинском захоронении превышает ПДК в 3 раза. Всего лишь по 1 разу в год проводится мониторинг 35 водных объектов: он не отмечает превышений показателей. Анализ атмосферных загрязнений ртутью не осуществляется. Но в целом, исследование ртутных выбросов во всей окружающей среде осложнен тем, что у специалистов нет чувствительных методик исследования.
При ратификации Минаматской конвенции планируется решить не только указанные проблемы, но и стимулировать использование в стране чистой энергетики, прояснить ситуацию с амальгамами для зубных пломб (запрещены к применению, заменены фотопломбами, но старый материал ещё может быть в работе).
МОО «Экопартнёрство» и другие общественные организации готовы популяризировать информацию о воздействии ртути и её соединений на здоровье человека и окружающую среду. Циклы программ и публикаций, всевозможные издательские материалы, тренинги для учителей и т.д. — традиционный арсенал инструментов информирования.
Другие источники опасности
Вне бытового сектора находятся различные измерительные приборы, содержащие ртуть. В Беларуси нет их производства, но они импортируются и используются: бактерицидные, натриевые и люминесцентные лампы, неоновые трубки, энергосберегающие лампы (частично). И если в инструкциях к приборам европейских производителей соответствующая информация есть, то к китайским — нет, и наши технологии не позволяют проверить наличие в них ртути.
По-прежнему могут быть в обиходе ртутные термометры — запрещённые к производству, но ввезённые из-за рубежа.
- В классификаторе ртутьсодержащих отходов около 20 наименований, включая несанкционированные свалки и ещё советского времени места хранения, где вынуждено работать МЧС.
В целом, цикл предотвращения ртутных загрязнений, несмотря на проблемы его реализации, понятен: предотвращение образования отходов, регулирование обращения с товарами и правильное обращение с отходами. На первом этапе контролируется использование изделий с наименьшим содержанием или без ртути; на втором уровне в Беларуси действуют правила маркировки, плюс ГОСТ и СТБ о безопасном хранении и обезвреживании товаров. В части обращении с отходами ведётся сбор и утилизация ламп различной модификации.
- Энергосберегающие лампы с опасными компонентами обезвреживают в Гродно (200 тыс. штук в год), Светлогорске (420 тыс. штук), Бресте (320 тыс.), на минских предприятиях «Поступ» (1,2 млн) и «Экология 121» (1,2 млн). Практически это порядка 2,5 млн ламп в год. Но и этот процесс происходит не без отходов! В итоге они все-таки захораниваются!
Чечерский комплекс по захоронению отходов эксперты предложили сделать отдельной позицией для изучения и последующего анализа ситуации.
Что касается организаций, они должны строго соблюдать инструкции по учёту ртутьсодержащих ламп, и в целом так и происходит. Только, к сожалению, как уже было отмечено, на приборах не всегда есть информация об опасных компонентах. Сбор отходов проводят ряд структур — от ЖКХ до «Вторчермета». Согласно Указу №313 и Постановлению Совмина №1124 от 2 декабря 2014 года, перечень отходов для сбора в магазинах содержит электронное и электрическое оборудование, включая лампы, батарейки и т.д. Информация о том, как ведётся эта работа, есть на сайтах исполкомов, а социальную рекламную кампанию под названием «Цель-99» развернул «Оператор ВМР», о чём мы уже сообщали нашим читателям.
***
Ввиду того, что отравления ртутью имеют разрушительные последствия для здоровья человека, к реализации Конвенции Минамата будут привлечены несколько организаций и ведомств Беларуси: МЧС, Минприроды, Минпром, Государственный таможенный комитет, Минсельхозпрод, Минторг, Минздрав, Белнефтехим, НАН РБ. Общественные организации берут на себя не только информационную работу, но и участие в изучении проблемы, в выявлении источников ртути, мониторинге реализации политики и законодательства, касающегося обращения с ртутью, в создании системы сбора ртутьсодержащих отходов. Эти позиции круглого стола внесены в качестве предложений в резолюцию Форума.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ другие материалы о Форуме экоНГО-2015:
Дзікую прыроду Беларусі трэба ахоўваць, маніторыць і не забываць пра звычайных людзей
Эксперты на Форуме экаНДА-2015: Новы Лясны кодэкс толькі павысіць эксплуатацыю прыродных рэсурсаў
Фармацевтические загрязнения впервые привлекли внимание экологов
Почему беларус считает экологически культурным себя, но не других?
Эксперты на Форуме экоНГО-2015 предложили критически переосмыслить экологическую политику Беларуси
У Мінску стартаваў IV Форум экалагічных арганізацый Беларусі