Проект программы в декабре одобрили Совет министров Беларуси и аналогичный орган в России. Сейчас документ в Постоянном комитете Союзного государства и готовится для утверждения Советом министров СГ. Финансирование и реализация начнутся с момента подписания и продлятся до 2021 года включительно.
«Программа появлялась очень сложно — претендентов на деньги много», — говорит Александр Рачевский, инженер информации Белгидромета.
Конкурировать пришлось с предложениями по космосу, биоресурсами и особенно — с проектами по сельскому хозяйству. Всего участвовало около 60 заявок.
О чём программа?
Программа уменьшит риски при экстремальных погодных явлениях и обеспечит гидрометеорологическую безопасность для личности, общества, экономики и государства. Это важно в том числе и из-за изменения климата.
«Во-первых, происходит усиление циклонической деятельности, — перечисляет инженер информации. — Становится больше сильных снегопадов, ураганных ветров и большого количества осадков, выпадающих единовременно».
Циклоны проходят быстрее, а значит, сила дождя и ветра увеличивается.
Сеть наблюдения сгустится с 14 до 6 километров
Чтобы предупредить последствия экстремальных явлений, метеорологи сгустят сеть наблюдения и улучшат ранее прогнозирование: в мезомасштабной модели перейдут от наблюдения на расстоянии 14 километров до 6. Появятся разные материалы для населения.
Оправдываемость прогнозов повысится до 94-96% для суточных и до 90-92% при штормовых предупреждениях.
Мониторинг загрязнения окружающей среды станет более автоматизированным, появится больше станций метеонаблюдения, и увеличится частота отбора проб и количество наблюдаемых показателей. Например, будут больше наблюдать за парниковыми газами и трансграничным переносом твёрдых частиц.
При трансграничном аварийном загрязнении планируют повысить оперативность информирования до 2 часов в 2021 году.
Специалисты проанализируют существующие системы наших стран и найдут их узкие места, согласуют системы и методологию между собой, а затем — с требованиями Всемирной метеорологической организации.
Метеорологи опишут изменения в климатических справочниках
Учёные подробнее изучат специфику засух и изменения климата, подготовят 6 электронных справочников приграничных российских и беларусских областей.
Белгидромет предоставит всем отраслями экономики данные из климатического кадастра, над которым сейчас работает. Из сборника можно узнать, например, как часто случаются холодные зимы и какой месяц самый холодный.
Адаптация секторов: сельское хозяйство потратится на полив
На основе данных проанализируют ситуацию в отраслях экономики и продумают способы их адаптации на сопредельных территориях. До программы такие меры в Беларуси были лишь в лесном хозяйстве.
«Для сельского хозяйства мы будем говорить о появлении новых агроклиматических зон, засушливых территорий, нехватке водных ресурсов, раннем наступлении весны, тёплой зиме и холодных летних периодах, наступлении волн холода и тепла и о тех мерах, которые надо принимать», — говорит Александр Рачевский.
Особенность новых климатических зон в Беларуси — они очень засушливы. Урожай на юге страны теперь можно получить только при больших затратах на полив. Вырастут и дыни, но и им нужно много влаги в один из периодов роста, и это требует намного больших затрат, чем раньше.
Неблагоприятные погодные явления провоцируют до 42% ущерба в отрасли. Для сравнения, в строительстве всего 12%.
- Изменение климата в беларусской глубинке: регионы адаптируются по обстоятельствам, а не по стратегии
Строительство: здания должны стать комфортными в жару и холод
Для строительного сектора важно раннее прогнозирование волн тепла и холода, сильных дождя, ветра и других неблагоприятных явлений.
«Я наблюдал в Германии: после предупреждения о сильном ветре на всех строительных кранах должны принять меры, — рассказывает представитель Белгидромета. — Их стрелы устанавливают по ветру, и это позволяет сохранить машину. У нас так реагируют, к сожалению, не всегда».
Конструкция домов должна адаптироваться к условиям, а требования к материалам — расти. Жилые помещения нуждаются в лучшей теплоизоляции и хорошем вентилировании. Ведь если приходят волны тепла, каких не было ещё 30 лет назад, то на месяц-полтора в городе устанавливается температура +30-35 °С.
«К такой температуре, например, не адаптированы 5-этажные здания, — отмечает Александр Рачевский. — Они нагреваются в том числе с крыши, где нет технических этажей. В то же время кондиционеры и хорошая вентиляция доступны не всем».
Транспорт: деревья должны защищать дороги
У дорог нужны ветрозаграждающие насаждения, предусмотреть нужно меры против гололедицы и сильных снегопадов. Стоит улучшить оповещение населения и организаций, чтобы во время очередного снегопада МЧС не приходилось вытаскивать застрявший на трассе автобус с детьми.
Людям будут советовать не ездить на авто в гололёд или хотя бы пользоваться транспортом, адаптированным к сложным условиям.
Энергетика: температура охладительных водоёмов стала выше
В энергетике ситуация двояка: с одной стороны, нужно меньше ресурсов на отопление, но в то же время нужно учесть периоды холода. При обледенении, например, нужны меры против обрыва линий электропередач.
С другой стороны, вносит коррективы летняя жара, в частности скачки энергопотребления на охлаждение во время волн тепла. Повышенную температуру воды нужно учитывать и при сооружении охладительных водоёмов.
«Кроме того, необходимо сокращать выбросы от промышленных предприятий, — подчёркивает собеседник. — Они невысоки, потому что сейчас мы используем газ. Но через какое-то время его можно заменить электричеством».
Адаптация сейчас: «Всё зависит от руководства»
Пока же, по мнению Александра Рачевского, меры по адаптации принимаются довольно разрозненно.
«Всё зависит от политики руководства, но в целом это не носит массовый характер. А ведь сейчас меры по адаптации к изменению климата должны стать нормой нашей жизни», — считает он.
Специалист надеется, что адаптация к изменению климата станет не пожеланием, а требованием.
Климат видят как вопрос национальной безопасности
В рамках программы Союзного государства изменение климата не рассматривается как глобальная и реалистичная проблема, скорее, как вопрос государственной безопасности, уверена Мария Фалалеева, заместитель председателя центрального совета МОО «Экопроект».
«А значит, есть шанс, что проблемы изменения климата, снижения выбросов и адаптации будут, наконец, привлекать должное внимание и на государственном, и на местном уровне», — полагает она.
Программа поспособствует решению одной из основных проблем климатических исследований — увеличению точности прогнозов.
«Но, несмотря на важность разработки стратегий, их эффективность может быть обеспечена только при наличии единой государственной климатической политики», — продолжает специалист по климатическим вопросам.
Такая политика объединяет стратегии на разных уровнях, а значит, их проще обеспечить ресурсами, часть которых могла бы поступать из местного бюджета, часть — из отраслевого и т.д.
Кроме того, долговременный процесс адаптации отраслей лучше проводить при участии заинтересованных сторон, прежде всего местных администраций и общественных организаций.
«Ведь именно общественные организации, жители и СМИ стали инициаторами спонтанных “стратегий адаптации“ во время снежных заносов, вызванных циклоном “Хавьер” в Минске и Могилёве в 2013 году, — говорит Мария. — Разработанные стратегии адаптации должны учитывать этот потенциал и включать весь комплекс адаптационных мер: технологические (“серые” меры адаптации), экологические (“зелёные“меры), а также коммуникативные, образовательные и информационные (“мягкие” меры)».