28.11.2016 / 20:11

В Витебске презентовали пеший городской маршрут «Зелёная линия». Он проходит по аллеям и паркам в центральной части города. Деревья стали главными объектами, обозначившими первую городскую зелёную линию. Таким образом Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» поддержал движение «Климат, останься!», первоочередной целью которого является привлечение внимания жителей Земли к проблеме изменения климата.

Мероприятие было приурочено к вступлению в силу 4 ноября 2016 года Парижского соглашения по климату, обратила внимание гостей директор НКО «Прастора» Оксана Кузина. Она напомнила, что Беларусь входит в число первых 55 стран, которые к 2030 году обязались сократить выбросы СО2 на 28%.

На презентации были представлены карманные мини-карты дизайнера Ольги Руммо. С 25 ноября их можно бесплатно получить у партнёров проекта: в Витебской областной научно-технической библиотеке, туристическом салоне «Илва», на кафедре ботаники ВГУ, в зоне отдыха «7 комнат», арт-пространстве «VZAP».

Весной 2017 года линия маршрута получит ещё и визуальное оформление: художник Юрий Дубовский нанесёт на асфальт фирменные пиктограммы, которые обозначат направление пути, а текст экскурсии будет доступным для скачивания в интернете. Таким образом, каждый желающий сможет пройти по «Зелёной линии» самостоятельно.  

 

«Растения надо трогать, нюхать, пробовать»

Возможность обойтись без гида имеет свои плюсы и минусы. Второе стало особенно очевидным после выступления консультанта по городской дендрологии, кандидата биологических наук, заведующего кафедрой ботаники ВГУ Леонарда Мержвинского. Человек энциклопедических знаний, практик, обладающий при этом тонким чувством юмора, познакомил гостей презентации с самыми интересными объектами «Зелёной линии». 

— Растения надо трогать, нюхать, пробовать, — уверен Леонард Михайлович и продолжает, по-заговорщицки улыбаясь: — Когда я показываю копытень европейский, обязательно предлагаю студентам его разжевать. Те начинают жаловаться: ой, жжёт! Правильно, замечаю я, жжет, потому что из него готовили рвотный порошок. Знания, полученные на практике, — это вам не информация из интернета. Они остаются с человеком навсегда.

С Леонардом Михайловичем мы ходили по маршруту больше трёх часов, — вспоминает Оксана Кузина. — Нюхали траву, растирали смолу и даже нашли борщевик.

 

Дайте борщевику расти

Борщевик Сосновского — предмет особого беспокойства биологов. Некогда культивируемый как кормовая культура, интродуцент захватывает сейчас всё новые и новые территории. Говоря о том, что нежелательное растение пустило свои корни в самом центре города, Леонард Михайлович обратил внимание и на эффективные методы борьбы с ним:

— С биологической точки зрения борщевик ведёт себя так же, как лопух. Он — так называемый монокарпик: цветёт и плодоносит один раз в жизни. На первом году жизни растение даёт розетку листьев, накапливает питательные вещества. Затем уходит на зиму, весной трогается в рост, цветёт, плодоносит и погибает. Поэтому если у вас на участке появились 2-3 растения и вы не хотите вносить химию, есть способ, который поможет вам победить: дайте борщевику расти.

Но, когда он зацвёл и начали завязываться семена, возьмите марлю, обвяжите соцветия, дайте им отплодоносить. После этого взрослое растение умрёт само.

А огромное число образовавшихся семян надо сжечь. С борщевиком также борются, выкашивая его. Такая работа — на многие годы, и она обязательно должна быть системной. Если вы убрали гектар, но два растения оставили, — через некоторое время борщевик снова возродится. Всем миром надо работать и, в первую очередь, не давать ему осеменяться.

— Очень интересный факт мы обнаружили в этом году в Ушацком районе, — привёл пример учёный. — В одном из населённых пунктов недалеко от озера Веркуды мы увидели склады, полностью заросшие борщевиком. Нам рассказали, что в то время, когда растение культивировали, местное население собирало семена и сдавало их на склады за деньги. Так люди зарабатывали. А теперь то же местное население, привлечённое сельсоветом, уничтожает эти семена.

Борщевик Сосновского — не единственный интродуцент, представляющий угрозу аборигенной флоре. Как отметил Леонард Мержвинский, сейчас идёт активное биологическое загрязнение. Этому способствует в том числе и изменение климата.

Виды, которые вызывают опасность для биологического разнообразия, заносят в Чёрную книгу. В Беларуси уже издана Чёрная книга инвазивных видов животных, куда внесён 31 вид, и в текущем году выйдет Чёрная книга инвазивных видов растений.

Что касается официального списка, пока его нет. Академия наук называет 35 видов чужеродных растений, но, скорее всего, их будет значительно больше.

Ещё одно из таких нежелательных растений, которое можно встретить на «Зелёной линии», — клён ясенелистный. Некогда активно используемый для озеленения, он хорош тем, что не боится загазованности, но даёт сотни тысяч семян. Но если обратить внимание, к примеру, на долины рек, то доминирование этого вида сегодня очевидно. Клён ясенелистый ведёт себя очень агрессивно, вытесняя, к примеру, черёмуху.

Есть на маршруте «Зелёной линии» и растения, которые очень скоро могут стать «слабым звеном» в нашей экологической системе. Одни из них находятся под угрозой вытеснения интродуцированными видами, другие могут не перенести климатических изменений:

Ель не любит тёплого климата. По центральной Беларуси проходит южная граница естественного её распространения, — напомнил Леонард Михайлович. — Палеоботаники утверждают, что были периоды, когда, к примеру, теплолюбивый бук доходил до Балтийского моря. Значит, потепления наблюдались и раньше. На это же указывает и споро-пыльцевой спектр: температура то опускалась, то подымалась. Установлен и период колебаний — 10-12 тысяч лет. И ель то подымалась к югу, то отступала. Сейчас мы живём в такой период, когда она отступает. Это особенно заметно в Оршанском и Дубровенском районах: там были очень мощные ельники, а сейчас стоит жёлтая ель. Тому есть две причины: изменение климата и мелиоративные работы. Ель имеет поверхностную корневую систему: как только вода уходит ниже, дерево страдает от недостатка влаги.

 

 

 

 

— Черешчатый дуб, который мы встречаем на маршруте, может быть вытеснен красным дубом. В своё время красный дуб использовали для озеленения. Наш дуб осенью некрасивый: он серый и листья держит почти до весны. А этот становится красного цвета. Его листья его с острыми концами, очень плотные, кожистые, плохо подвергаются деструкции. Если листва наших обычных растений к весне уже разложилась, то от красного дуба может лежать и год, и два. И все травянистые растения отопревают. В Беловежской пуще красный дуб стал замещать дуб черешчатый благодаря своему большому урожаю желудей. Даже животные не справляются с семенами красного дуба: он хорошо размножается семенным путём. Такой дуб пригоден для городских парков, но в природу его пускать нельзя.

 

«Запомните этот год — вы видите классическую смену погоды»

— Этот год классический по наступлению погодных периодов, — удивила присутствующих ещё один эксперт, кандидат географических наук, доцент кафедры географии ВГУ, представитель МОО «Экопроект» Галина Пиловец. — Бабье лето пришло тогда, когда оно должно было быть — в конце сентября-начале октября. 5 октября по всем статистическим данным многолетних наблюдений должен усиливаться ветер, в это время традиционно начиналась перестройка циркуляционного поля. Так и произошло в текущем году. 20 октября — зазимье. В этот день в 2016 году будто по команде опали листья. 14 октября, на Покров, выпал снег, 1 ноября он лёг, как и должен был. Сейчас 2 недели мы наблюдаем циклональную погоду вместо антициклона, который приходил до этого. Другими словами, сейчас вы видите ту классическую погоду, которая была до начала последнего 20-летия.

Галина Ивановна — автор модуля, представляющего научную основу проблемы, книги «Изменение климата: последствия, смягчение, адаптация». По данному пособию студенты ВГУ изучают вопросы изменения климата. И такой опыт пока является единственным в высших учебных заведениях страны. 

 

Проблема со всех сторон

— Важно рассмотреть проблему со всех сторон, и в этом была самая большая сложность, — заметила доцент. — Мы должны глобально посмотреть на планету Земля. Климатическая система включает в себя сложную взаимодействующую структуру атмосферы, океана, суши, криосферы, биосферы. И важно было увидеть это взаимодействие. Далее — изменение климата. Климат — это статистический ансамбль состояний, которые проходит климатические системы за несколько десятилетий. Период осреднения, по мнению Всемирной метеорологической ассоциации, — 30 лет. С середины XIX века мы наблюдаем повышение температур. Самой главной причиной изменения климата учёные называют антропогенную.

На первом месте по негативному влиянию на окружающую среду находится сжигание ископаемого топлива, на втором — земледелие и животноводство.

— Важно знать, что неоспоримое потепление с 1950 года беспрецедентно по масштабам. Одна из самых показательных цифр — повышение концентрации углекислого газа на 40% по сравнению с доиндустриальным периодом. Это случилось за XX век. Другими словами, за столетие мы выбросили в атмосферу почти половину того, что человечество выбросило за все предыдущие 19 веков, — подчеркнула она.

Говоря об адаптации городов к изменению климата, Галина Ивановна не могла не затронуть ещё одну инициативу — «Соглашение мэров». Это инициатива Евросоюза по выполнению взятых на себя обязательств по сокращению выброса углекислого газа: не менее чем на 20% — для первых городов республики до 2020 года и на 30% — до 2030 года.

Подключившиеся к соглашению города получат материальную помощь на то, чтобы осуществить данные обязательства. Но это достаточно сложно, — отметила эксперт.   

На сегодня к Соглашению мэров присоединились 16 городов Беларуси. И есть все основания говорить о том, что Витебск совсем скоро пополнит их список. 

Автор:
Фотограф:
Виктория Дашкевич, Александр Батура, gorodvitebsk.by, greenhutor.com, moskva.glavny.tv
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость