«Причины создания Минской водно-зеленой системы пересказывать не буду — об этом и так прошло много информации. Следует лишь отметить, что водность малой реки Свислочь и некоторых её притоков существенно увеличилась благодаря Вилейскому водохранилищу и Вилейско-Минскому каналу», — отмечает специалист.
Канал стал связующей нитью между искусственным Вилейским водохранилищем, сетью водоёмов на северо-западе мегаполиса и Свислочью и спас от высыхания некогда маленькую речушку в крупном городе. Благодаря ему в Свислочь ежедневно поступают дополнительные массы воды. Так появился водно-зелёный диаметр, по побережью которого архитекторы в 1980-е гг. смогли создать озеленённые территории для украшения города, улучшения состояния среды и отдыха. Проект даже получил Государственную премию СССР в 1989 году.
На создание этой оси было потрачено немало средств. Помимо сооружения искусственных водных объектов (водохранилищ, канала, углубления русел и др.) пришлось сносить ветхую застройку и расселять горожан, делать планировку территории, благоустраивать неудобицы, высаживать газоны, деревья и кустарники.
Теперь диаметр заметен в ландшафтно-архитектурном оформлении Минска и, по словам Людмилы, имеет высокую санирующую роль как за счёт потока вод, так и за счёт растительности.
Он служит коридором для проветривания городской территории. Благодаря движению вод, деятельности растений поступающие по нему воздушные массы переносят чистый воздух, обогащенный кислородом, фитонцидами, лёгкими ионами из прилегающих к Минску лесов в центральную часть города и далее.
Лесные, лугопарковые массивы, скверы и парки играют, по словам Людмилы, высокую рекреационную роль: «Особенно она заметна при расчётах интегрального показателя значения территорий водно-зелёного диаметра для экологического каркаса Минска. Свислочь является его осевой частью», — отмечает она.
Если концепция экологического каркаса и зелёного пояса беларусской столицы будет принята как основополагающая для оптимизации состояния среды в городе, то сам каркас получит статус единицы управления. Его границы могут закрепить законодательно, создадут рекомендации по усилению экологических и рекреационных функций.
Застройка ВЗД, в том числе многоэтажная, отрицательно влияет на эти функции: она перекрывает путь потокам воздуха, и те рассеиваются, уходят вверх, а не в город. «Особенно это можно почувствовать в безветренную погоду», — говорит Людмила Кравчук. Все эти оценки относятся к качественным эвристическим (экспертным), и получение иных, количественных, требует большого труда и колоссальных сумм денег, которые пока никто не предоставляет.
«Если застройка ВЗД продолжится, Минск рискует потерять главное ландшафтно-архитектурное украшение столицы, важный экологический блок, компенсирующий загрязнение городской среды, а жители и гости столицы — места отдыха, — считает Людмила. — Это будет непростительной ошибкой в истории развития города: потратив немалые средства на создание ВЗД, уничтожить его во имя создания пары развлекательных комплексов и офисных центров».
«В экономически развитых странах поймы городских рек, наоборот, освобождают от асфальта и застройки и восстанавливают. Известны случаи реставрации застроенных пойменных территорий с воссозданием их природных функций, как в Сеуле, Цюрихе, Страсбурге и др. Ведь без естественно функционирующих природных «лёгких» города задыхаются», — подытоживает эксперт.
- Зелёный портал напоминает, что вы можете принять участие в нашем конкурсе фотоисторий, рассказав, чем именно вам дорог водно-зелёный диаметр и какие приятные воспоминания с ним связаны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Архитектор Александр Акентьев: «Минск — город-вампир с невысоким запасом экологической прочности»
Архитектор Павел Нищенко: «Водно-зелёный диаметр Минска становится трендом»
«Колас і Купала жылі цераз рэчку» — Глеб Лабадзенка аб таямніцах водна-зялёнага дыяметру
Піт Паўлаў: «Я сапраўдны фан гэтай воднай сістэмы!»
«У дзяцінстве на водна-зялёным дыяметры мы купаліся і лавілі рыбу…» Успаміны зоркі беларускага року
Святлана Калінкіна: «Жаданне інвестараў будавацца ў цэнтры — гэта дурны густ і карупцыя»
Музыка Лявон Вольскі: «Знішчаючы водна-зялёны дыяметр, з Мінска робяць хаатычна забудаваную Маскву»
Сяргей Харэўскі: «Водна-зялёны дыяметр — гэта галоўная «вуліца» Мінска, яго сімвал!»
В Минске стартовала кампания по спасению водно-зелёного диаметра