Четверо неизвестных напали на Котова в столице Египта Каире в тот момент, когда он прогуливался с фотоаппаратом по так называемому Городу мусорщиков. Местные жители устроили драку с фотографом и попытались разбить и отобрать его камеру.
Египетская полиция забрала Котова в участок и даже думала предъявить ему обвинение, но позже отпустила.
Что же такое Город мусорщиков? И почему потомки древних египтян живут в урбанистическом аду?
Маншият Насир — обособленный район Каира, зажатый между центральной, западной и южной частями города. Исторически он был местом компактного проживания коптов-христиан. Местные жители — потомственные мусорщики, которые уже несколько поколений подряд свозят сюда отбросы со всей многомиллионной столицы Египта.
Мусор лежит здесь вдоль улиц в сложенных штабелями огромных мешках, мусор втаптывают в дорожную грязь пешеходы, в мусоре роются рабочие, мусор везут через плотную застройку люди на тележках и перегруженные пикапы.
Мусорщиков здесь называют заббалины. И по сути они — сплоченное и обособленное сообщество, за последние 70 лет превратившееся в своеобразную касту неприкасаемых. Вся их жизнь связана с мусором.
Мужчины разъезжают на старых пикапах и повозках, в которые запряжены ослы, собирая отходы по всему Каиру. Затем эти отцы семейств привозят мусор домой, сваливая его на улицах своего района и в домах, после чего жены и дети принимаются за сортировку.
Всю бумагу, картон, пластик, металл и стекло они обрабатывают и продают сборщикам сырья, которые, в свою очередь, перепродают их фабрикам. Все органические отходы идут на корм домашнему скоту и птице: козам, коровам, овцам, курицам и даже голубям – последних тут тоже едят.
Но самое многочисленное домашнее животное здесь – свиньи. Их не только употребляют в пищу, но и продают. В основном отелям, где в ресторанах подают свинину. Места в этом районе не очень много, поэтому животных держат в домах: иногда на крышах или вообще соседних квартирах.
До недавнего времени в Каире вообще не было никакой государственной системы утилизации мусора — забббалины слишком хорошо справляются с уборкой и практически ничего не требуют взамен. В 2003 году мэрия подписала контракты с частными компаниями, которые захватили часть города, вытеснив оттуда «мусорных людей».
Однако после этого каирцы начали жаловаться: они привыкли к тому, что мусор забирают у них прямо от дверей, совершенно бесплатно и регулярно. Новые же подрядчики заставляют горожан нести отходы в урны, да еще и берут за уборку деньги в виде коммунальных платежей. Кроме того, компании иногда не справляются, и районы Каира, «избавленные» от заббалинов, иногда оказываются завалены мусором.
Еще одна причина, по которой правительство Каира не спешит расставаться с заббалинами — коэффициэнт полезного действия их работы. Эти люди буквально живут за счет собственной «мусорной смекалки». Собственно говоря, в Маншият Насира, где проживают 250 тысяч человек, заббалинами-сборщиками являются лишь 70 тысяч. Однако весь район существует за счет дальнейшей переработки мусора.
Бутылки и пластик отправляются на вторичное использование, из металлов тут же куются и выплавляются новые вещи, бумага и картон тоже идут на вторсырье, а пищевые отходы съедают свиньи. Таким образом, «мусорные люди» умудряются пустить на пользу от 80 до 90% добытого мусора. Частные же компании едва достигают отметки в 25%.
При этом, как можно предположить даже по фото из Города мусорщиков, жизнь в этом районе далека от экологичной.
Еще в 1980-х уровень детской смертности здесь был едва ли не самым высоким в мире — из-за ужасающей экологической обстановки погибал каждый четвертый новорожденный. Эпидемии столбняка, тифа и черт знает каких еще заболеваний периодически охватывают весь район.
И практически весь он лишен элементарных бытовых удобств: многие до сих пор живут без электричества, водопроводной воды и канализации.
Удивительно, но многие жители Города мусорщиков не желают покидать свой район. Особенно это касается старшего поколения и людей среднего возраста. Они понимают, что не умеют ничего, кроме работы с мусором и находят весьма противоречивый источник радости в своей вере.
О заббалинах и Городе мусорщиков сняли не одно документальное кино. Так в 2008 году увидел свет фильм «Марина из заббалинов», в котором местные жители признаются, что остаются в Городе мусорщиков из-за возможности спокойно исповедовать свою веру.
Заббалины — истово верующие адепты коптской православной церкви. Они вырубили в скальной породе холма Моккатам 7 подземных храмов, в том числе самый большой христианский храм на Ближнем Востоке — церковь святого Симона Кожевника, способную вместить до 20 тысяч прихожан.
Другой докуменальный фильм «Мусорные мечты» — раскрывает другую сторону жизни в районе: в отличие от их отцов и матерей, молодые заббалины желают вырваться из Города мусорщиков. Им не так интересна вера предков, они просто мечтают оказаться где-то, где нет вони, крыс, столбняка, грязной работы и горящего мусора.