Как развивались города
Дмитрий, представитель минской урбанистической платформы, рассказал про историю городов.
- Города начали разрастаться в 19 веке после индустриальной революции. Они работали как насосы по выкачиванию жителей из деревень. Потому что для работы паровых машин нужны были уголь и рабочие.
Города для своих жителей тогда предоставляли мало удобств. Дома строились из дешевого кирпича и располагались максимально близко друг к другу. Правда, после Первой Мировой войны, когда города оказались разрушенными, наступило время их рационального переустройства. Создавалась концепция "города-сада" как антипода промышленного города, который существовал ранее. Чуть позже начинались выступления недовольной молодежи – поколения бэби-бумеров, рожденного после Второй мировой войны.
- В Беларуси последнее поколение бэби-бумеров - это люди, рожденные в 1986-м году. Я вижу здесь представителей этого поколения. Вероятно, если кому-то предстоит что-то в Беларуси изменить, то нам – рассказал Дмитрий.
Города начали меняться, потому что менялся человек. После войны изменился образ жизни городского жителя. Он уже не находился весь день на заводе и мог перемещаться по городу в течение дня. У него появилась потребность сходить, например, в кафе. А с развитием постиндустриальной экономики у многих появился личный автотранспорт. Это привело к появлению широких автомагистралей. Против них в свое время выступала Джейн Джейкобс, известная своей книгой “Смерть и жизнь больших американских городов".
Как работает урбанистика
Дмитрий привел примеры, как урбанистика работает в наше время.
- Мы склонны недооценивать то, что есть у нас, - сказал Дмитрий. -Цель урбанистики – сплачивать людей. Но в то же время, не всегда нужно быть урбанистом – нужно быть просто жителем.
В Украине действует сообщество “ПОХ - Позняки Осокорки Харьковский”. Люди объединились, чтобы решать возникающие вопросы. Популярностью пользовался их проект “Каникулы на районе”, когда люди сами собрались и смастерили лавки. Есть сообщество киевского парка Нивки. В парке было много мусора, и активисты разработали афишу и позвали молодых людей на “Ровную уборку”.
Урбанист рассказал и про случай в Турции, когда жители города объединились, чтобы остановить вырубку сквера для постройки торгового центра. Сквер отстояли, а к власти во время противостояния пришли “зеленые”.
Что можно сделать?
-Для меня урбанистика – это род деятельности с городским исследованием, позволяющий людям занять свое место в городе и делающий его лучше, - сказал Дмитрий.
Гродненцы поинтересовались: город влияет на человека или человек на город? -Я думаю, это двоякий процесс, - ответил урбанист.
Гродненцы, которые пытались уже благоустраивать свои дворы, отмечали ответственность, которую они чувствовали. Пообещав что-то жителям, нельзя отказываться от слов. Также важно спрашивать у людей, что им действительно нужно: -Однажды мы решили сделать лавочки во дворе, а оказалось, что жители эти лавочки и убрали, потому что там собирались местные пьяницы.
Проблема белорусских дворов в том, что жителям принадлежит только квартира, а всё остальное – госсобственность. Представители разных инициатив отмечали, что надо начинать с мелких “дворовых” проектов и доходить постепенно до городских и республиканских.
-Часто активисты много кричат про нарушение прав, а предложить что-то конкретное не могут. Поэтому нам надо начинать с малого и “тренироваться”.