01.09.2016 / 13:09

Кто должен работать в лесу? Охранять, приумножать, следить за сохранностью? Стереотипы подсказывают, что техниками лесного хозяйства становятся молодые люди, которые выросли в сельской местности, а ещё лучше — в лесничеcтве, и, с младых ногтей впитав любовь к реликтовому массиву, посвящают свою жизнь его приумножению и разумному использованию. Но все шаблоны разрываются, когда знакомишься не с воображаемыми, а реальными людьми, решившими связать своё будущее с лесом. Сегодня меня ждёт в гости молодая девушка, витеблянка в третьем поколении и... будущий техник лесного хозяйства.

Звоню в двери квартиры. Оттуда раздаётся звонкий лай. Первым меня встречает Рон — огромный пёс, который пришёл сюда жить сам. Просто попросился, а хозяева не смогли выгнать его на улицу. Из-за дверей комнаты выглядывает хитрая мохнатая морда: кота Федю поручили утопить зятю хозяев квартиры. Тот не смог, и из слепого комочка вырос шикарный мохнатый котяра. Они не то чтобы большие друзья с Роном, но друг друга терпят. Пёс позволяет себе рыкнуть на Фёдора, только выполняя эксклюзивную, изобретённую хозяевами команду «кот на столе».

Со стен квартиры смотрят вышитые мордашки крупных кошачьих и пестрит яркими красками пейзаж.

— Это мои работы, а те вышивала Маша, — рассказывает хозяйка дома, моя коллега Наталья Партолина.

Маша Закржевская — младшая из троих детей в семье витебских журналистов. Как-то Наталья обронила: «Маша скоро уезжает от нас в лес».

Как оказалось, не шутила. Девушка действительно выбрала для себя очень неожиданный жизненный путь: чуть больше, чем через полгода она получит диплом техника лесного хозяйства.

— Представляешь её через пару лет: сапоги по колено, штормовка, а на поясе висят три скальпа браконьеров, — смеётся Наталья. Она — весёлая оптимистка. А вот Маша о своей будущей профессии, неожиданном решении посвятить себя лесу и о девичьем будущем рассуждает очень серьёзно и вдумчиво:

— Без штормовки в лесу не обойтись, это действительно так. А вот с браконьерами встречаться я не должна. Это — дело лесников. Я же буду организовывать их работу.

— И всё-таки почему техник лесного хозяйства? Чем продиктован такой необычный выбор для молодой девушки?

— В этой профессии не так уж и важно, что я — девушка. Честно говоря, я не считаю, что выбрала не женскую профессию. В лесной отрасли, к слову, есть много профессий, которые женщинам запрещены. Они опасны или тяжелы физически. А в нашей группе специальность техника лесного хозяйства получают 10 девочек и 11 мальчиков. Практически гендерное равновесие.

Что касается выбора… В один прекрасный момент мне показалось, что школу я уже переросла и пора получать профессию. А принять решение помогла, как ни странно, агитация. В школу приходили педагоги из колледжа. Именно после их визита я впервые в жизни задумалась о том, что можно работать в лесу. А о том, чем занимается человек этой профессии, я уже после почитала в интернете. И мне захотелось попробовать. Смешно сказать, но до девятого класса я даже деревья с трудом различала. Я узнала, что техник лесного хозяйства должен организовывать все работы в лесу и следить за их выполнением. За тем, что будут делать вальщики, лесники, лесоводы. Немного подумав, решила, что характера и силы воли для этого мне хватит. А после практики я и вовсе приобрела в этом уверенность.

— Это сейчас мама шутит, а что сказали родители, когда впервые узнали, что ты уезжаешь в лес?

— Ещё не факт, что я уеду очень далеко. Есть возможность остаться поблизости от Витебска и работать в пригородном лесу. Можно даже жить в городе и каждый день ездить на работу.

 

— А если всё-таки уедешь, не боишься, что там тебе будет не хватать общения?

— Моя профессия предполагает много общения. С лесниками, вальщиками леса. А что касается подруг… Откровенно говоря, такого общения мне много не нужно. По сути своей, я человек, который не нуждается в шумных компаниях.

 

— Как к твоему решению относится твой молодой человек? Он готов уехать с тобой в деревенский дом, в лес?

— Отнёсся нормально. Но мы пока ещё оба учимся. И специальности у нас совсем разные. Но я считаю, принимать принципиальные решения ещё очень рано. Он должен сначала отучиться, потом отслужить в армии. И только после этого решать, кто за кем поедет. А я предпочитаю жить сегодняшним днём. Я в некоторой степени фаталистка: всё случится так, как должно.

 

— Какой лес тебе наиболее интересен? Может, тебе хотелось бы работать на охраняемых территориях?

— В целом нет. Везде есть свои особенности, поэтому везде интересно. Есть люди, у которых чёткие приоритеты. Но я себя к таким не отношу. Например, в обычном лесхозе есть больше возможностей зарабатывать. В заказниках таких перспектив нет. Но там очень интересно. Особенно тем, кто хотел бы заняться научной деятельностью.

 

— Какие у тебя профессиональные амбиции? Есть проблемы, которые ты смогла бы решить?

— Самое большое, что я смогу сделать, будучи обычным мастером — это выполнять добросовестно свою работу. А это в первую очередь не воровать и ответственно относиться к своему участку. Я считаю, что для старта молодого специалиста в лесной отрасли это главные качества.

 

— А какие черты характера важны в этой работе, ты уже поняла?

— Думаю, самоорганизованность и дисциплина. И это всё у меня есть. Понятно, что относительно работы поначалу у меня была некая юношеская романтика. Но она развеялась и исчезла, как только мы начали изучать спецдисциплины. Надо сказать, обучение в колледже начинается очень красиво — с дендрологии, ботаники, почвоведения. Мы изучали, какие бывают деревья, какая травка растёт в лесу. Было очень интересно. А потом пришли «суровые будни»: длины сортиментов, пиломатериалы, расчёт запаса... И стало понятно, что это за профессия. Но лично я легко это приняла. Разочарования нет. Не появилось оно и после прохождения практики в лесу. После неё уяснила для себя ещё один очень важный момент: работая в лесу, важно следить за своим здоровьем с учётом специфики профессии. Например, делать прививки от клещевого энцефалита. 

 

— Какой ты себя видишь через 5 лет?

— Высшее образование получу уже точно. Я планирую сделать это в Беларусском государственном технологическом университете. Скорее всего, поднимусь на ступеньку выше на работе. В лесном хозяйстве очень быстрый карьерный рост. Что меня совершенно точно не прельщает, так это кабинетная работа с документами. А вот занятий наукой я не исключаю.

 

На прощанье Рон звонко гавкает мне вслед. Маша придерживает пса за ошейник и строго замечает:

— Ты точно со мной в лес не поедешь. Такие непослушные собаки там не нужны.

Рон опускает голову. Но у него есть ещё полгода, чтобы исправиться и составить компанию своей отчаянной хозяйке, которая — и это уже совершенно очевидно — своего решения не изменит. А когда есть цель, то всё обязательно получится.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

История эколога и «ведьмы» Симоны Коссак, прожившей 30 лет в Беловежской пуще (фото)

Из Санкт-Петербурга в беларусскую глушь, или Современная история Адама и Евы

Автор:
Фотограф:
Виктория Дашкевич
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость