01.10.2015 / 10:10

На прошлой неделе в Нью-Йорке завершился саммит ООН по устойчивому развитию, в рамках которого утверждены новые глобальные цели развития. Президенты Украины, России, Казахстана, Таджикистана и практически всех других стран подробно изложили в своих выступлениях национальные позиции своих государств по вопросам сохранения окружающей среды и изменения климата. Президент Франции Франсуа Олланд, президент Бразилии Дилма Русефф и многие другие лидеры заявили тему глобального изменения климата в качестве основной в своих выступлениях. Даже Папа Римский Франциск выступил с трибуны ООН, а также в Конгрессе США и призвал к заботе об окружающей среде как о «творении божьем».

Президент Беларуси Александр Лукашенко тоже принимал участие в работе саммита. Беларусские обозреватели отметили, что его речь была проникнута сочувствием к судьбам недавно павших режимов Ближнего Востока и наполнена размышлениями об истинной природе демократии. Не остался незамеченным и самый юный делегат Генассамблеи ООН. Но никто не обратил внимание на то, что в своей речи беларусский руководитель попросту проигнорировал заявленные темой вопросы устойчивого развития, охраны окружающей среды и изменение климата. И это при том, что сам саммит устраивался для утверждения новых глобальных целей развития, и проходил он в преддверии 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. На ней должен завершиться многолетний процесс разработки нового соглашения, которое заменит Киотский протокол и вступит в силу после 2020 года. 

Не вызвал особого внимания и тот факт, что Беларусь и многие страны-соседи официально представили свои предполагаемые национально-определяемые вклады в глобальные усилия по снижению выбросов парниковых газов (INDC). Это новый формат обязательств, которые страны планируют взять на себя на период с 2020 по 2030 годы. На данный момент 101 государство мира предоставило свои вклады. Отличительной особенностью нового соглашения, как ожидается, будет то, что оно распространится на все страны мира — как развитые, так и развивающиеся. Предполагается, что все государства должны приложить усилия для снижения выбросов и адаптации к последствиям изменения климата.

Согласно опубликованному INDC, наша страна планирует к 2030 году удерживать рост выбросов на уровне -28% от показателей базового 1990 года. Ранее этот показатель был существенно ниже: в рамках Киотского протокола Беларусь была готова к «сокращению выбросов» всего на -8% к 2020 году. Такой «резкий поворот» в климатической политике страны можно объяснить несколькими факторами: 

  • при расчётах страна более не ориентируется на возможность продавать «горячий воздух» — излишки квот, как это было в рамках Киото, и потому нет смысла искусственно занижать обязательства по сокращению;
  • в прогнозах заложены более адекватные показатели экономического роста, чем это было прежде (показатель ВВП);
  • в прогнозы по выбросам парниковых газов включён ввод в эксплуатацию Беларусской АЭС (ядерную энергию в нашей страны официально принято считать «климатически дружественной»).

Адекватны ли подобные обязательства Беларуси? С технической точки зрения — да. В INDC включены все требуемые показатели, обязательства поданы в Секретариат Конвенции вовремя и полностью опираются на те показатели экономического развития и стратегические документы (например, Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 года), которые на данный момент имеются. Разработчики сделали всё, что было в их силах и компетенции. Однако они могли только констатировать, что исходя из доступных данных -28% к 2030 году — это приемлемый показатель. Всё, что выше, амбициознее, что трудно достижимо, это уже вопрос политической воли, которой, как мы видим, нет. 

Необходимо обратить внимание на то, что в данный момент выбросы Беларуси находятся ниже уровня -28% от 1990 года, то есть вклад «в сокращение выбросов» фактически предполагает их рост. Тем временем, по оценкам учёных, для того, чтобы остаться в пределах относительно безопасного роста глобальной температуры на 1,5-2 градуса к концу столетия, мир должен к 2050 году отказаться минимум от 70% выбросов от ископаемого топлива, а в идеальном варианте — от всех 100%. Многие страны и крупные города мира объявляют о своих планах по переходу на 100% использование возобновляемых источников энергии, однако, конечно, такие планы требуют финансовых ресурсов и инновационности подходов.

Сегодняшние прогнозы выбросов Беларуси напрямую коррелируют с прогнозами по росту ВВП, однако уже сейчас в мире набирает ход тенденция «отвязки» выбросов от трендов экономического роста.

Проще говоря, экономики реконструируются так, чтобы отрасли, которые дают меньшие объемы выбросов парниковых газов, давали большие объёмы ВВП. Именно такие экономики на сегодняшний день оказываются наиболее конкурентоспособными и стабильными. 

В Беларуси же «ключевым решением» в деле сокращения выбросов объявлены вовсе не возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, а дорогостоящее строительство российской АЭС. Это при том, что во всём мире ядерную энергию не принято рассматривать в качестве климатически дружественной или хотя бы нейтральной.

Что же нужно современной Беларуси, чтобы иметь здоровую экономику, ориентированную на использование ВИЭ, а не поиски нефти в болотах Полесья? Прежде всего, поставить, наконец, вопросы глобальных вызовов на реальную повестку дня. И, конечно же, ещё раз пересмотреть национальную стратегию развития на предмет устойчивости и реалистичности. Кстати, это удобно было бы сделать именно сейчас — во время очередного электорального ажиотажа.

 

Автор:
Фотограф:
belta.by
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость