02.09.2019 / 09:09

Кириллу Скирковскому 16 лет, в следующем году он  планирует поступать в БГУиР, но при других обстоятельствах вполне мог бы стать отличным ветеринаром. Впрочем, и без специального образования он занимается волонтёрством в центре спасения диких животных «Сирин» и консультирует владельцев, как правильно кормить и лечить экзотов.

Кирилл, вы сегодня были в Сирине. Что там нового?

Сегодня новостей нет. В центр обещали привезти животных из контактного зоопарка, но всё перенеслось на завтра, потому что «сорвалась» машина. А должны были привезти носуху, пару енотовидных собак и ещё кого-то.

Как вы вообще начали там волонтёрить?

Мне было интересно понаблюдать за птицами. В группе АПБ в одной из соцсетей я увидел девушку, с которой, как мне показалось, это можно было обсудить. Однажды я ей написал (у меня были вопросы по теме), а она сказала : «Зачем париться и что-то искать, если можно съездить в Сирин?». После этого я написал Ирине (директорке Сирина Ирине Трояновской – прим. редакции), и как-то всё закрутилось.

Там же работы много, чаще всего я занимаюсь переселениями животных, доработкой вольеров под конкретных зверей. Бывает, надо что-то починить, подкрутить, перенести с места на место.

Сейчас у нас есть больной енот, которому надо делать каждый день перевязки. Обычно это так происходит: один человек держит, второй перевязывает. Иногда это очень сложно – всё-таки это дикое животное. И вот мы вроде уже месяц-полтора этим занимаемся, а он всё равно не привык. Ему больно, неприятно, его нужно крепко держать.

А помните свою первую поездку?

Конечно! Это был выходной день. По выходным там работает Маша, и я как-то сразу её запомнил. Изначально я договаривался ехать чем-то помогать - тогда как раз делали вольеры, и Ирина попросила меня сделать какую-то полку. Я приехал, там была одна Маша, мы познакомились, но так вышло, что запчасти для полки не привезли, так что я целый день помогал Маше по хозяйству – кормил животных, что-то убирал там, слушал Машины рассказы о них.

Ничего такого, что бы меня сильно удивило, там не было. Я с животными давно работаю, так что обошлось без шока.

У меня же есть хобби – я серьёзно увлекаюсь рептилиями. Дома у меня своя коллекция, я часто езжу в Москву на выставки, веду в ВК свои группы. У меня 12 рептилий, и в основном это всё ящерицы. Вообще, я интересуюсь ими с раннего детства. Уже в первых классах школы я таскал рептилий и амфибий, умел даже различать виды. Но это всё были, конечно, местные виды. Об экзотах тогда речь вообще не шла.

Есть у вас какие-то любимчики в Сирине?

Конечно! Это осоед – такая птица, которая в природе обычно ест насекомых и ягоды, но если найдёт мышку, то тоже может съесть. Она очень смешная и контактная, чем, собственно, мне и нравится.

А вот животных или птиц, которые как-то особенно раздражали бы, у меня нет.

И как родители воспринимают ваше увлечение?

Ну, они вроде бы спокойно реагируют. Когда появилась дома первая ящерица, они относились к этому с опаской, но со временем привыкли и после пятой уже будто перестали замечать новых. В общем, они вроде ничего не имеют против.

Сейчас я ещё немного занимаюсь лечением экзотических животных – рептилий, птиц и амфибий. Чуть-чуть работаю с летучими мышами, а вот больше ни до кого пока руки не дошли. Скорее всего, это увлечение не будет связано с будущей профессий. Это просто хобби.

А где вы берёте нужную информацию?

В основном это, конечно, зарубежные источники. Насколько я знаю, сейчас в Беларуси есть только два хороших врача-герпетолога (это ветеринары, которые занимаются рептилиями), у которых можно что-то спросить, и которые могут сделать что—то годное. Первую информацию я брал от них. Но надо понимать, что раз их всего двое, то они очень загружены, у них мало времени, да и так как-то сложилось, что они не очень общительные.

У меня есть свои группы в ВК с большим количеством участников, и как-то так получилось, что я познакомился с российскими ветеринарами, которые специализируются именно на рептилиях. Ещё было несколько специалистов по птицам, но это уже другая история.

Они мне начали что-то рассказывать, помогать разбираться, давали мне первоисточники информации по разным болезням, по подходам к лечению и пр. Кто-то даже начитывал мне целые лекции в голосовых сообщениях. Так меня учили, а я всё конспектировал.

Да и сейчас читаю книги, ищу информацию в открытых источниках. Так всё и работает.

Основная моя аудитория – это люди из других стран. Обращаются владельцы из России и Украины, просят чаще всего об онлайн-консультациях, максимум – я могу посмотреть результаты анализов. В Беларуси количество людей, которые обращаются к таким врачам, очень небольшое - у нас в принципе не очень принято заводить экзотов. Но бывало, что и здесь обращались. Иногда я сам выезжаю к людям, иногда животное мне привозят, иногда просто смотрю результаты анализов, бывают телефонные и онлайн-консультации.

С какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь? Чем болеют рептилии?

Если говорить о заболеваниях, то чаще всего это инвазии (заражения паразитами), следующими в рейтинге идут гиповитаминозы, рахиты и прочее подобное. Проблемы возникают главным образом из-за неправильных условий содержания. Рептилии очень чувствительны к условиям – температурному режиму, рациону. Им нужны специальные пищевые добавки.

Также часто встречаются болезни респираторной системы – бронхиты, пневмонии и то, что в простонародье называется простудами.

А есть ли в Беларуси какой-то усреднённый портрет владельца рептилий? Кто их чаще всего заводит?

Каких-то чётких закономерностей относительно того, кто заводит рептилий, я не замечаю. Но я вижу, что в большинстве случаев их содержат не очень хорошо – постояно вижу больных рептилий в инстаграме, в ВК. В России с этим ситуация получше, потому что тема в целом более развита, у людей больше вариантов, у кого спросить совета, где взять информацию. У нас в лучшем случае ситуация выглядит так: купили рептилию, посадили в контейнер и поставили там обогрев.И получается, что всего киперов (людей, которые содержат рептилий) у нас меньше, чем в России, а вот процент недобросовестных среди них – выше. К сожалению, у нас не развиты выставки рептилий, специлизированные магазины, где можно купить оборудование и специфические лекарства.

У нас есть одна выставка, которая проходит дважды. Там проходят лекции по условиям содержания, пришедшим раздают призы, их пытаются мотивировать.

Вы говорите, что помощь животным вряд ли станет вашей профессией. А чем планируете заниматься?

В идеале хотелось бы пойти учиться в БГУИР на программиста.

Может быть, я и пошёл бы на ветеринарного врача, если бы у нас учили тому, что мне надо. У нас специализация – сельскохозяйственные животные, и это для меня фактически пустая трата пяти лет. Там же есть ещё совершенно бесполезные курсы – рыболовство, скотоводство, пчеловодство. Вот пчеловодство ветеринару очень нужно, он же без этого никак не сможет быть!

Во время обучения обязательно должно быть много практики. Наших студентов закидывают теорией, которая на самом деле не всегда и нужна. Чаще всего нужны просто основы. Знания физиологии и анатомии, какие-то особенности этих животных. Это может быть даже предмет в формате «интересные факты о животных». Если ты знаешь само животное, ты будешь лучше понимать, как его лечить.

90% заболеваний любых домашних животных возникают из-за неправильных условий содержания. Часто проблемой становится неправильный рацион, отсутствие важных добавок, а в случае с рептилиями и амфибиями очень важен температурный режим – для них это самая критичная точка, их слабое место. Всё это врач должен знать.

Также должно быть хорошее оборудование – нужны современные микроскопы, предметные стёкла должны быть в хорошем состоянии. Без хорошего оборудования очень сложно понять, что происходит, например, в ситуации с инвазией – невозможно выполнить точное определение паразитов. А если мы не можем определить паразитов, как вообще лечить животное?

А как в принципе так получилось, что вы стали всем этим интересоваться и заниматься?

Года полтора назад мне отдали ящерицу, и она была больная. Как любой нормальный человек, я связался с ветеринарным врачом. Мне сказали, что нужно идти на приём, сдавать кучу анализов,  и выставили счёт в 90 рублей. Для меня это была не совсем приятная сумма, мне пришлось отказаться. По совету знакомых я написал специалистке, которая работала в Санкт-Петербурге, и она меня проконсультировала и объяснила, что и как надо делать. В общем, ящерица жива до сих пор, но осадочек, как говорится, остался.

Я решил делать всё сам и за это ничего особо не брать. Так и закрутилось. Начинал я с ящериц, потом меня заинтересовали птицы, и как-то вот потихоньку развиваюсь.

Последний и очень личный вопрос: ваши ящерицы кусаются?

Вообще, кусаются все животные, но мне как-то везёт, и мои ящерицы меня не кусают. Несмотря на то, что есть у меня те рептилии, которые в природе бывают агрессивны к человеку, у меня дома все ласковые. Просто так получается.

Автор:
Фотограф:
Из личного архива героя
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость