Солнечное и пока что ещё прохладное пятничное утро. Из предыдущей поездки я вернулась вчера поздно вечером, так что жутко хочется спать, но суслики – это святое, ради сусликов я еду в поля где-то недалеко от Несвижа.
В дороге читаю, как директор АПБ Александр Винчевский называет их мимимишными и доверчивыми зверьками и понимаю, что не имею ни малейшего представления о том, как близко смогу увидеть грызунов.
На слове «доверчивые» из глубин памяти всплывают мои детские мечты, и я уже представляю, как через несколько часов буду играть с сусликами, чесать их и кормить из рук. Заодно пытаюсь вспомнить, слышала ли хоть раз о том, чтобы суслик кусал человека и заражал бешенством.
Перед тем, как моё сознание проясняется и я вспоминаю, что дикое животное к себе так близко точно не подпустит, я успеваю подумать «Ай, сколько той жизни! Если что, пройду потом профилактический курс от бешенства. Оно того стоит».
Спойлер: ни один суслик и ни один человек не пострадал.
«Первый раз я увидел живого крапчатого суслика этим летом. Я был восхищен мимимишностью этих зверьков, мало чем уступающих своей артистичностью знаменитым сурикатам. Суслики могли бы стать туристическим брендом Несвижского района наравне с замком Радзивиллов. Многие отечественные и зарубежные туристы с удовольствием бы познакомились с этим привлекательным, но малоизвестным грызуном, купили бы сувениры с его изображением. Работа с туристами могла бы стать хорошим приработком для местных жителей, а возможно, суслики моги бы содействовать созданию новых рабочих мест», – рассказывает Александр Винчевский.
Кажется, главная характеристика, которую он готов давать сусликам – это мимимишность, и его сложно в этом упрекать. Эти грызуны и правда очень, просто невероятно милые, и говорить о них сухо и серьёзно ни у кого, кажется, так и не получилось. И даже заместитель председателя Несвижского райисполкома Александр Балтенков сравнил суслика с Дедом Морозом: «Для меня увидеть суслика – это было действительно приятно. Можно даже сравнить с тем, как дети наши видят Деда Мороза или в зоопарке какое-то новое животное».
А тема не самая весёлая на самом-то деле: ещё год назад учёным не было известно ни одного места проживания крапчатого суслика в Беларуси. Три небольшие колонии в Кареличском районе были или распаханы, или прекратили своё существование по неизвестной причине. Сколько сусликов сейчас живёт в Беларуси, неизвестно.
Но эксперты АПБ Сергей Шокало, Юрий Янкевич и Андрей Абрамчук смогли с помощью местных жителей найти десять колоний сусликов. Основная их часть сосредоточена вокруг Несвижа, но есть суслики и в Столбцовском и Копыльском районах. В самой крупной и них, по предварительной оценке, живёт около тысячи сусликов.
И если для учёных колоний сусликов в Беларуси ещё совсем недавно как бы не существовало, то председатель местного сельскохозяйственного ОАО «Юшевичи» Олег Виноград сосуществует с ними уже очень давно:
«В 1991 году я приехал в это хозяйство по распределению, вся трудовая деятельность была связана с животноводством, и мне много приходилось быть на пастбище. С 1991 года я вижу суслика – он мне знаком, я с ним общаюсь и никогда не придавал этому большое значение. Почему расположился суслик на этой территории:? Раньше пастбище было там вот через дорогу, за кустами тоже было пастбище. Здесь возвышенная местность и ему (суслику – прим. ред.), наверно, очень удобно.
Последние годы, которые с засухой, очень сильно способствуют развитию суслика. Он прекрасно себя чувствует. Вчера мне пришлось вот ехать этой дорогой, так мне штук 10-12 дорогу перебегало, и я даже не придавал этому значения большого.
Думаю, пока мы тут все вместе будем жить, и суслик будет с нами жить – он никуда не уходил от нас».
Поделился своим видением и эксперт Сергей Шокало:
«У меня интерес к сусликам появился в 2011 году, когда впервые небольшие колонии были обнаружены в Кореличском районе. Мы написали об этом статью, а после этого я поехал туда, но мне не удалось их найти, как я ни искал. Колония, к сожалению, пропала, но с того времени я начал собирать информацию о сусликах.
Почему суслики стали такой редкостью? Есть зависимость существования сусликов от человека. Человек и уменьшает, и увеличивает их численность. Многое зависит от наличия высокой местности и низкой растительности и, естественно, от наличия крупного рогатого скота, который доводил растительность до таких размеров, которые приемлемы для сусликов. Времена меняются, и главные условия существования сусликов исчезают.
Сейчас вводятся новые – стойловые – условия содержания крупного рогатого скота, и практически везде, где обитал суслик, и где сейчас он исчез, нет выпаса крупного рогатого скота. Ещё одно условие – это то, что идёт интенсивная распашка залежных земель. Нет тех мест, где суслик нашёл бы место, длительное время не возделываемое человеком. Третья проблема – это использование различных пестицидов и инсектицидов. Это очень значимо влияет на суслика: он питается травой, а травятся насекомые, травятся посевы возле мест обитаний грызунов, и суслики умирают. Кроме того, суслик очень зависим от внешней среды, от погодных условий.
Молодые суслики очень уязвимы в первую весну. Статистика говорит, что порядка 50-70% сусликов погибает после первой зимовки. Во-первых, могут быть поздние выводки, которые не успевают набирать жир на зимовку, а зимуют они около 6 месяцев. Ещё одна банальная причина гибели – это глубина промерзания почвы.
По учётам численности, которые мы предварительно проводили на этом поле в частности, плотность заселения на отдельных участках просто невероятная. В этом году проводили исследование выборочно на участках 50 на 50 метров, и на отдельных участках численность достигала 230 нор. В других местах была численность 60 нор на участок, но и это очень высокая численность, и на данный момент я даже не знаю, где ещё в пределах ареала суслика есть такая плотность.
Это уникальное место, и слава Богу, что оно сохранилось. Ранее это была обширная территория обитания сусликов, и по мере того, как поля окультуривались, распахивались, остались локальные точки. О чём это говорит? Раньше здесь был сплошной ареал, но человек всё уничтожал непреднамеренно и преднамеренно.
Ещё предстоит много работы, чтобы отыскать те маленькие крупицы локальных точек [мест обитания] суслика. Несомненно, они есть, но они все требуют капитальной, тщательной охраны. В Польше в 1982 году шесть имеющихся колоний были аккумулированы в заказники и заповедники, и всё равно популяция сокращается. Так что нам надо принимать жёсткие меры по защите, а не просто радоваться, что суслики есть и что это данность. Популяцию надо охранять, потому что есть масса возможностей её уничтожить».
Эксперты выступают прямо в поле, и видно, как присутствующие разрываются между тем, чтобы слушать о грызунах, и тем, чтобы вернуться к биноклям и подзорным трубам и высматривать, где же в поле вылезет из норки очередной суслик. После всех выступлений нас просят вернуться в автобус, чтобы немного проехать вдоль поля и посмотреть на сусликов поближе. Оказывается, транспорта они боятся меньше, чем, собственно, людей. Но увести нас с поля было не так просто, потому что кто-то закричал, что вот там, чуть-чуть правее, вылезло сразу больше пяти сусликов. Мы высматриваем их через бинокли. И это та ещё задача – поле большое, ярких ориентиров не так много, пытаемся друг другу объяснять, куда именно смотреть.
В какой-то момент оказывается, что Олег Виноград без бинокля высматривает сусликов лучше, чем мы с биноклями. Все в шоке, а Виноград очевидно счастлив быть носителем такого уникального навыка. Мы поспеваем за ним с попеременным успехом и минут через 10 всё-таки идём в автобус.
Едем вдоль поля, вскоре останавливаемся, догововариваемся, что наружу никто не выходит, чтоб не спугнуть грызунов, и начинаем Высматривать. Именно так, с большой буквы. Периодически разные люди кричат «вот, смотрите, вылез!» и все бегут к тому самому окну и пытаются рассмотреть очередного грызуна. Порой мы сомневаемся, то ли суслика видим, то ли это сухой цветок колышется на ветру. Если «цветок» вдруг исчезает, то понимаем, что это был всё-таки суслик. Шутим о грызунах Шреддингера и постояно вспоминаем фразу «Видишь суслика? А он есть».
И вот кто-то кричит «Здесь суслик! Совсем близко! Метра три от автобуса!». Оказывается, совсем неважно, сколько вам лет, какая у вас должность, опыт работы и социальный статус. Визжат и прыгают от счастья при виде толстого и, клянусь, позирующего суслика все приблизительно одинаково.
Потому что суслики – это любовь.